Учебник для 5 класса

МУЗЫКА

       

Музыкальная живопись Мусоргского

Рассвет на Москве-реке» — знаменитое вступление к опере «Хованщина» великого русского композитора XIX в. Модеста Петровича Мусоргского (1839— 1881). Это музыкальное произведение всегда вызывает у слушателей яркие зримые картины. Таков был замысел композитора — открыть оперу светлым и чистым образом Руси, рассветом как символом пробуждающейся новой жизни.

М. Мусоргский

«Эта гениальная музыка... — говорил Д. Кабалевский, — будет восхищать нас и необыкновенной красотой своих мелодий, сердечных и распевных, как русская песня, и великолепно нарисованной композитором картиной того, как, словно борясь с уходящей ночью, рождается новый день. Нас будет в этой музыке восхищать непрерывное нарастание света: от почти полной темноты до пусть ещё не слишком яркого, но несущего с собой радость и надежды солнечного сияния. Мы отдадим должное и чуткости композитора, с которой он добавил к своей музыке две очень точные изобразительные подробности... сперва коротенькие, пронзительные фразки гобоя и трубы, очень похожие на перекличку петухов, и тяжёлые удары церковного колокола, возвещающие о начале утреннего богослужения...»

  • Спой главную тему вступления к опере «Хованщина», прослушай его в исполнении оркестра.
  • Какие картины «нарисовала» в твоём воображении эта музыка? Какие особенности музыкального языка раскрывают замысел композитора?
  • В своём рисунке, созвучном музыке М. Мусоргского, отрази особенности музыкальной формы (контраст, сходство, вариативность). Обрати внимание на линии, колорит рисунка.

Фортепианная сюита «Картинки с выставки» создана М. Мусоргским под впечатлением от посмертной выставки произведений его друга, архитектора и художника В. Гартмана. Музыкальные образы «Картинок...» ярки и живописны: «Гном», «Старый замок», «Тюильрийский сад» («Ссора детей после игры»), «Балет невылупивших-ся птенцов», «Лиможский рынок» («Большая новость»), «Избушка на курьих ножках» («Баба-яга»), «Богатырские ворота» («Во стольном городе во Киеве») и др. Десять пьес «Картинок...» объединены общей музыкальной темой, которую композитор назвал «Прогулка». Эта тема звучит в сюите несколько раз, изменяется и развивается, приобретая характер новых «картинок»-образов. Тему «Прогулки» композитор назвал интермедами (интермедиями, что в переводе с латинского означает промежуточный, срединный). М. Мусоргский, шутя, записал в своём дневнике: «Моя физиономия в интермедах видна!»

  • Послушай и понаблюдай, как меняется звучание «Прогулки». Можно ли по нему определить, пьеса какого характера будет дальше? Какие особенности музыки ты можешь выделить в этой теме?
  • Послушай фрагменты из сюиты «Картинки с выставки». Какие музыкальные образы нарисовал композитор? Нарисуй свою галерею картинок.
  • Какое впечатление произвели на тебя современные интерпретации пьес из «Картинок с выставки»? Определи их выразительность и изобразительность. Сравни их с образами картин В. Гартмана. Что между ними общего? Что их различает?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru