Учебник для 5 класса

МУЗЫКА

       

Что роднит музыку с изобразительным искусством

Все художественные произведения — и музыки, и изобразительного искусства, и литературы — рождаются из единого источника. Источник этот — сама жизнь.

По-настоящему понять произведение искусства — значит проникнуться его содержанием, осознать, на какой жизненной почве оно возникло и выросло.

Есть множество картин, изображающих различных музыкантов-исполнителей и тем самым создающих образ музыки разных эпох. «Услышать» музыку этих картин, найти сочинения, созвучные им, — значит почувствовать почерк, стиль выдающегося Мастера, вступить в диалог с Художником любой эпохи.

Если литературные произведения часто являются источниками для создания музыкальных произведений, то примеров таких связей музыки с изобразительным искусством значительно меньше. Таким примером может служить известная во всём мире фортепианная сюита М. Мусоргского «Картинки с выставки». Поводом для её создания послужили рисунки друга композитора — художника В. Гартмана.

В то же время, сочиняя музыку, композиторы часто обращаются к таким жанрам, характерным для изобразительного искусства, как бытовой, исторический, портрет, пейзаж, натюрморт и др.

Композитор Д. Кабалевский писал, что живописной музыкой обычно называют такую музыку, которая настолько ярко и убедительно передаёт впечатления композитора от картин природы, что мы начинаем словно бы видеть эти картины. А музыкальной живописью называют живопись, наполненную таким тонким поэтическим чувством, что его трудно передать словами, а можно выразить только такой же поэтичной мелодией. Часто мы говорим о музыкальности, песенности русского пейзажа.

Сравнивая средства выразительности музыки и живописи, можно обратить внимание на рисунок, колорит, композицию, их общность и особенности.

В изобразительном искусстве, рассматривая рисунок, обращаем внимание на его линию, штрих, можно сказать, вслушиваемся в них. А в музыке как бы всматриваемся в мелодическую линию, звуковысотный и ритмический рисунки, запечатлённые в нотной записи.

И любой рисунок, как в изобразительном искусстве, так и в музыке, рассказывает внимательному зрителю и слушателю о душевных переживаниях их создателей, несёт в себе характерную интонацию. Плавные линии графического, живописного рисунка, как и плавные мелодии, передают мягкость, нежность, покой; ниспадающие, нисходящие линии — успокоение или грусть, печаль; восходящие, взлетающие — радость, свет, энергию, устремлённость. Соединение разных мелодий, интонаций, линий рисунка влечёт за собой напряжённость, драматизм образа.

Говоря о произведениях изобразительного искусства, часто употребляют выражение цветовая гамма, а рассуждая о произведениях музыкального искусства — звуковая палитра. Сила звука, тембр перекликаются с насыщенностью цвета, поэтому часто говорят «яркий звук» или «звучный цвет».

Важным выразительным средством в любом искусстве является ритм — чередование каких-либо элементов (звуковых, речевых, изобразительных и др.) в определённой последовательности.

С помощью ритмического повтора или контраста художник, композитор, писатель соединяют детали в единое целое в пространстве или во времени, создают художественную форму, композицию.

Если произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры, графики) зритель охватывает взглядом сразу, целиком, то литературные и музыкальные произведения разворачиваются перед читателем, слушателем во времени, их содержание раскрывается последовательно, постепенно. Поэтому, только внимательно вслушиваясь в музыку, можно понять те мысли и пережить те чувства, которые выразил композитор, то есть сделать их своими.

И композитора, и поэта, и писателя, и живописца, и скульптора часто называют художником, мастером.

  • Рассматривая произведения изобразительного искусства, подумай, можно ли услышать живопись, а вслушиваясь в музыкальные сочинения, можно ли увидеть музыку.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru