Колокольный звон... Им встречали воинов-победителей, оповещали о народном собрании (вече), пожаре, нашествии врагов, церковном празднике. Под звуки заливистых валдайских колокольчиков мчались по бескрайним дорогам России путешественники.
«Перезвоны» — так назвал свою симфонию-действо, произведение для солистов, хора и ударных инструментов, современный композитор Валерий Александрович Гаврилин (1939—1999). В основе этого сочинения — впечатления композитора от рассказов известного писателя, актёра и режиссёра Василия Макаровича Шукшина.
В рассказе В. Шукшина «Слово о малой родине» есть такие слова:
Когда буду умирать, в последний миг успею подумать о матери, о детях и о родине, которая живёт во мне. Дороже у меня ничего нет... Всю жизнь мою несу родину в душе, люблю её, жив ею, она придаёт мне силы, когда случается трудно и горько. Красота её, ясность её поднебесная, редкая на земле. Дело, наверное, в том, что даёт родина — каждому из нас — в дорогу...
А вот что говорил композитор о своём сочинении:
Всё, написанное В. Шукшиным, предельно искренне, полно любви к человеку и родной земле. Об этом я приглашаю поразмыслить своих слушателей. Так и выстраивается «действо»: начало и конец — трудная дорога. А в середине — свет. Он есть и будет в жизни всегда. И всегда будет любо выйти на простор, взглянуть, как велика и прекрасна Русская земля. И как бы ни менялся мир, есть в нём красота, совесть, надежда.
Послушай фрагменты из симфонии-действа «Перезвоны»: «Весело на душе», «Вечерняя музыка», «Молитва». О чём рассказали тебе эти части произведения?
Какие средства музыкальной выразительности подчёркивают характер каждой части?
Почему хоровое произведение В. Гаврилин назвал симфонией?
Выполни задания в творческой тетради на разворотах «Война колоколов» и «И несётся над землёю колокольный звон».
програмная симфония, симфония, действо
Звучащие картины
Какие картины созвучны настроению и характеру фрагментов из симфонии-действа «Перезвоны» В. Гаврилина?
Какие интонации роднят музыку и живописные полотна? Сравни мелодию-рисунок, ритм, лад и краску, тембр и колорит, форму и композицию.
Подбери из учебника по литературе отрывки прозы или стихотворения русских писателей и поэтов, близкие по настроению музыке и этим картинам.
Вспомни и спой песни разных народов России, созвучные этим картинам.
Исполни импровизацию (вокальную, поэтическую, пластическую и др.) к картине «Осенний сельский праздник» Б. Кустодиева.