На протяжении многих веков народы мира сочиняли песни как летопись своей жизни. В них радости и печали, удачи и трудности, обряды и игры, воспоминания о прошлом и мечты о будущем.
Для поэта, композитора, художника, как и для каждого из нас, не может быть природы без человека, как и человека без природы.
Спой русскую народную песню «Ты, река ль, моя реченька» и сравни её с песнями других народов: белорусской — «Реченька», грузинской — «Солнце, в дом войди», японской — «Вишня», узбекской — «Аисты».
Найди интонации, характерные для каждой из этих песен
О чём они поведали тебе? Что общего между состоянием природы и чувствами человека, выраженными в них?
Народная песня как источник живой воды давала композиторам вдохновение, учила их красоте и мастерству. Как ты уже знаешь, простые песенные напевы в сочинениях композиторов нередко превращаются в богато украшенные оркестровые мелодии.
Вспомни Первый концерт для фортепиано с оркестром П. Чайковского. Как в нём звучит украинская «Веснянка»?
Послушай хор «Ты воспой, жавороночек» из сюиты «Курские песни» Г. Свиридова.
Вспомни знакомые тебе народные песни, рассказывающие о разных сторонах жизни народа.
В каких произведениях русских композиторов звучат мелодии в духе народной музыки или подлинные народные?