Матрос
морского судна

3.3. Морские навигационные карты

Морская навигационная карта - карта, предназначенная для обеспечения задач судовождения. Картой называется изображение на плоскости части или всей земной поверхности. Навигационные карты применяются для графического учета движения судна во время плавания, на ней прокладываются курсы и пеленги на ориентиры (рис. 3.21). Чтобы судно могло осуществить переход из одного пункта в другой, необходимо выбрать кратчайший и безопасный путь, для этого делается подборка карт по маршруту следования. Требования к морской навигационной карте:

  1. линия курса и пеленгов должны изображаться прямыми линиями;
  2. карта должна быть равноугольной.

Картографическая проекция, удовлетворяющая этим требования, называется меркаторской (Меркатор – голландский картограф, предложил эту проекцию в 1569 г.).

Навигационная карта

Рис. 3.21. Навигационная карта

На навигационных картах отображаются:

  • береговая линия и глубины;
  • рельеф дна и навигационные опасности;
  • навигационное оборудование;
  • фарватеры;
  • места якорных стоянок;
  • сведения о магнитном склонении, ледовом режиме, грунте дна;
  • районы, запрещенные для плавания.

Различают:

  • генеральные карты;
  • путевые карты, имеющие масштаб 1:100.000-1:500.000;
  • частные карты, имеющие масштаб 1:25.000-1:50.000; и
  • морские планы, имеющие масштаб 1:500-1:25.000.

Для того чтобы правильно пользоваться картой, надо уметь читать ее, т. е. понимать все нанесенные на карту условные обозначения и правильно разбираться в них. Чтение карты следует начинать с заголовка, в котором указывается ее название (район плавания), числовой масштаб с указанием главной параллели, к которой он отнесен, меры, в которых даны глубины и высоты прибрежных гор, а также год, к которому приведено магнитное склонение. После заголовка прочитывают расположенные под нижней рамкой отметки о датах последней (большой и малой) корректуры данной карты и год ее издания. Все примечания, предупреждения (печатающиеся красным цветом), рисунки маяков и планы портов помещаются на карте таким образом, чтобы не закрывать береговой черты и водной поверхности.

Адмиралтейский номер карты состоит из пяти цифр. Первая из них обозначает район Мирового океана, вторая - масштаб карты, третья - район океана или море, последние две цифры - порядковый номер карты данного района океана или моря.

После предварительного знакомства с картой подробно просматривают район, в котором предстоит плавать, чтобы во всех подробностях изучить навигационную обстановку - глубины, опасности и систему их ограждения, береговую черту, расположение маяков и знаков. Для изображения на карте состояния и особенностей поверхности моря его дна и побережья применяется система условных обозначений.

Глубины на современных картах показываются в метрах и дециметрах. Точки с одинаковыми глубинами соединяются линиями равных глубин - изобатами. Изобата отделяющая прибрежное мелководье либо отдельную мель или банку, называется линией опасности, или предостерегательной изобатой.

Грунты обозначаются условными сокращениями, например: П - песок, И - ил, Кор - кораллы и т. д. Сложные грунты указывают сочетаниями сокращений составляющих грунтов: ИП - илистый песок, ГрП - гравий с песком, СрГл, МК - серая глина, мелкий камень. Буквами обозначаются также цвет и характеристика грунта: жлП - желтый песок, срмПГл - серый мелкий песок с глиной. Если составляющие грунта располагаются слоями, то первым пишется верхний слой мППл - мелкий песок на плите.

Естественные навигационные опасности - банки, мели, рифы дают на картах контуром из точек с обязательным указанием наименьшей глубины над ними. Все остальные морские опасности обозначаются различными условными знаками. Если положение или существование показанной на карте опасности вызывает сомнения, то рядом с обозначением такой опасности или внутри нее ставятся пометки: ПС - "положение сомнительно" или СС - "существование сомнительно".

Места якорных стоянок обозначаются рисунком якоря. Изображение якоря без штока означает стоянку для малых судов, а якоря со штоком - для больших судов. Район с плохим грунтом обводят пунктиром с надписью: плх (плохой грунт).

Освещаемые знаки и маяки имеют на карте цветные изображения огней и их характеристики. Расцветка маячных огней показывается цветными окружностями с центром в точке нахождения маяка или частями окружности в пределах угла освещения. Характеристика огня дается рядом с маяком в одну строчку, например: ГрПр(3)(25с)10М(н), что означает - группопроблесковый огонь с тремя проблесками и периодом 25 с, Дальность видимости 10 миль, туманный сигнал - наутофон. Створы обозначают на картах сплошными линиями (ходовая часть) и пунктиром (неходовая часть, а также поворотные и секущие створы на мерных линиях).

Морские течения, которые необходимо учитывать при прокладке, наносят на карты в виде стрелок: показывающие направление постоянного течения - с оперением, переменное - волнистой линией. Скорость течения с точностью до 1/4 уз пишется сверху стрелки. Приливные течения обозначают стрелкой с оперением сверху, отливные - без оперения. Различные приметные строения и предметы на берегу, чье место определено, - церкви, башни, отдельные высоты, - также показывают условными знаками. Точное место показанного на карте предмета относится к середине основания или к центру условного знака.

Представляющие для мореплавателя серьезную опасность затонувшие суда обозначаются пятью различными знаками: для затонувших судов с частями корпуса, возвышающимися над водой; с мачтами над водой; для судов, глубина над которыми меньше 18 м и больше 18 м; осыхающих.


Рейтинг@Mail.ru