Профессия
МОДЕЛЬ

Расходы и доходы

Газеты и журналы охотно обсуждают гонорары известных моделей: сколько они получили за дефиле у известного дизайнера, сколько заработали в результате контракта с косметической фирмой, кто из топ-моделей входит в рейтинг самых богатых и знаменитых... В статьях постоянно фигурируют имена Синди Кроуфорд, Клаудии Шиффер, Летиции Каста и других «звезд» модельного бизнеса. Но наша книга не для топ-моделей, а для начинающих, у которых ситуация прямо противоположная.

С самого начала модельная карьера подразумевает определенные затраты, которые можно разделить на разовые и постоянные.

К разовым затратам относятся:

  • затраты на образование — обучение в колледже моделей. На сегодняшний день средняя цена месячного обучения в столичном колледже при солидном агентстве составляет $100-150. Нераскрученные агентства берут плату поменьше, популярные, чьи названия широко известны — больше. С другой стороны размер оплаты зависит от того, надеется ли юная модель, что это самое агентство возьмет ее после окончания колледжа к себе на работу. Исходя из этого, многие рассуждают так: «Лучше я заплачу больше за обучение, но буду учиться в Karin, в L-models или в „Линии-12“, потому что потом я буду получать заказы в этом же агентстве, где много работы и хорошие заработки»
  • модель не может состояться без фотографий. Кое-где в плату за обучение в колледже входит изготовление двух тестовых снимков. Минимум, который необходим для того, чтобы получить представление о модели — портрет и фотография в полный рост. Если она пришла в агентство, заполнила анкету, но не приложила фотографию, эту анкету можно считать испорченным листком бумаги. Никто не будет обсуждать модель заочно, по ее параметрам, цвету волос и глаз. Нужно обязательно сделать тесты и иметь комплект качественных фотографий. Съемку можно сделать дешевле, объединившись с группой девушек, а можно заказать себе дорогую фотосессию, где работает целая команда специалистов, меняются макияж, наряды и прически. Такие тесты стоят от 50 до 300 долларов в день в зависимости от аренды павильона, штата специалистов, гарантированного количества фотографий и расценок фотографа. Для составления полноценного портфолио рекомендуется сняться у нескольких фотографов. В дальнейшей работе портфолио может пополняться фотографиями с коммерческих съемок. Например, с фотосъемки для каталога, где делается много разных снимков. Модель может изначально оговорить, что фирма предоставит фотографии для портфолио.
  • кроме того, модель должна потратиться на приобретение бука, который она будет носить с собой. Он стоит от 20 гривен до 50 долларов. Можно купить обыкновенную файловую папку формата А4, а можно приобрести профессиональный бук (французский или американский) с логотипом престижного агентства на обложке. У нас они не продаются, их привозят из заграницы. Обычно такой бук покупается у известной модели, которая уже поработала за рубежом, и у нее скопилось несколько ненужных буков с названиями разных агентств. Эти буки тяжеловесны, зато профессиональный французский, американский или итальянский бук производит на клиента более благоприятное впечатление, чем канцелярская папочка, а тем более скоросшиватель с целлофановыми файлами

Кроме того — периодически следует менять композитки. К постоянным затратам также относятся затраты на вещи, без которых модель не может являться на работу. В первую очередь это обувь на высоком каблуке, новые колготки и необходимая косметика. Нужно постоянно следить за собой и за своим гардеробом. Регулярные походы к косметологу, парикмахеру, массажисту, а также в бутики требуют определенных затрат. Помимо всего перечисленного, необходимо приобрести средство связи — сотовый телефон или пейджер. Если с вами не смогут оперативно связаться, вы не сможете получить выгодный заказ на работу.

Говоря о заработках модели, предупредим вас, что доходы, как правило, нестабильны. Их уровень в первую очередь зависит от графика работы, а также от расценок на разные виды работы. Например, съемочный день для коммерческой телерекламы по времени может продолжаться столько же, сколько и фотосъемка на обложку журнала. Но съемка в телерекламе порой оплачивается раз в 10-15 дороже, чем съемка на обложку.

Коммерческий показ или работа в шоу-рум оплачивается высоко — в 10-20 раз больше, чем участие в показе, пусть даже достаточно престижном. И неважно, то ли это «Сезоны моды», то ли гастроли французских кутюрье — в Киеве за некоммерческий показ платят около $10 за выход.

Если модель известная, у нее может быть в день до двадцати выходов, соответственно, она получит хороший гонорар. Начинающую модель могут отобрать для одного выхода, и она за тот же рабочий день, проведя столько же времени в парикмахерской, у визажиста и в костюмерной, заработает в 20 раз меньше.

Напоминаем, что мы обсуждаем ситуацию, когда модель работает через агентство. Если она работает самостоятельно, на нее ложатся налоговые и страховые проблемы, которые автоматически отпадают, если ее интересы представляет агентство. Агентство в свою очередь забирает свой процент от зарплаты модели.

В Киеве агентские отчисления составляют 20%, но некоторые провинциальные агентства забирают у моделей до половины заработанных денег. Это объясняется тем, что сумма, которую зарабатывает модель, для провинции является большой, и альтернативы высоким заработкам относительно низкого прожиточного уровня в этом регионе не существует.

В результате — модель от безысходности должна отдавать 50% заработанных денег в агентство.

В столице уже существует модельный рынок, поэтому если какое-либо агентство вдруг вздумает забирать у модели больше комиссионных, модель поступит просто — заберет свое портфолио и уйдет в агентство, которое берет меньше.

Если наша модель начинает работать на Западе и при этом не имеет собственных средств или спонсора, она живет в долг у агентства. Западное агентство персонально определяет, какую сумму оно готово потратить на новую модель. Первоначальные расходы на начинающую модель заключаются в оплате ее приезда к месту работы, с учетом транспорта, визовой поддержки, оформления документов, а также в оплате квартиры и средств связи. Плюс расходы на питание и на изготовление фототестов и композитки.

Если модель в течение месяца-двух не начала зарабатывать, агентство понимает, что сделало невыгодное приобретение. В этом случае модель отправляется на родину, а расходы списываются. Если модель работает и зарабатывает, агентство высчитывает из ее гонораров $600-1200 в месяц за жилье, $200-500 за фототесты и прочие мелкие траты. В крупном западном агентстве, вроде Elite, сумма кредита, предоставляемого модели, может достигать значительных цифр — при условии, что агентство считает модель перспективной.

Например, когда Ольга Пантюшенкова заключила контракт с парижским Elite, сумма ее кредита достигла $40 000. Кроме вышеперечисленных расходов, внушительная сумма была уплачена стоматологу. Стоматология — дорогое удовольствие на Западе, а цены у стоматологов, которые обслуживают моделей, гораздо выше, чем у обычных врачей. Зато после этого Оля Пантюшенкова выиграла мега-кастинг и заключила контракт с фирмой Cacharel и стала лицом новой парфюмерной линии Eden. Этот контракт измерялся шестизначной суммой.

Расценки на работу на Западе мы подробно описали в разделе «Работа за границей». В Украине самый большой гонорар за работу на подиуме модели получали у дизайнера Сергея Бызова — $100 каждой модели за показ. Это было несколько лет назад, сейчас источники доходов модели распределяются таким образом:

  • Показ в ночном клубе стоит от $25 до $50. На такси до дома — за свой счет.
  • Показы коллекций одежды на подиумах домов моделей, на выставках и на презентациях — $20-50. В регионах — от 20 до 50 гривен. На показах «Сезонов мод» — от 0 до $30.
  • Рекламный видеоролик — $100-$300 в день (без дополнительных процентов от количества показов по ТВ).
  • Съемка для крупной рекламной кампании (фото для биг-бордов или журналов) — $150-300, в зависимости от профессионального уровня модели и бюджета компании-заказчика.
  • Работа стендисткой или супервайзером на выставках, в среднем, $20-50 в день. Но зато выставка может длиться неделю.
  • Фотография в журнале. Эта работа и у нас, и на Западе считается престижной, поэтому либо совсем не оплачивается, либо оплачивается сравнительно недорого, максимум — $100. К тому же не все журналы регулярно заказывают и оплачивают фотосъемки. Самые любимые у моделей — «Натали», L?Officiel, «Ева», «Женский журнал», «Академия», What?s On, «Афиша». На Западе, будь-то Vouge или Marie Claire, есть стандартная такса: и неизвестная модель, и Клаудиа Шиффер получат максимум $300.

Главное отличие нашей ситуации от западной: в Украине не принято платить за использование образа. Модель получает гонорар за съемочный день, с нее берут подпись «Разрешаю использовать свой образ в течение года» и все.

На Западе четко оговаривается количество биг-бордов и телевизионных роликов, за каждый лишний биг-борд или ролик модели доплачивают. У нас рекламные агентства пользуются тем, что реклама считается престижным видом работы, а модельный рынок перенасыщен, и диктуют свои условия.

Таким образом, минимальный и максимальный месячный доход модели могут отличаться один от другого в десятки раз. Естественно, при такой нестабильности довольно тяжело планировать свой бюджет.


Рейтинг@Mail.ru