Профессия
МОДЕЛЬ

Презентации и выставки

В течение года в нашей стране, в частности в Киеве, проходит огромное количество презентаций и выставок, универсальных и специализированных. Например, на выставке, посвященной товарам легкой промышленности, проходят демонстрации одежды и обуви, но демонстрация одежды может проводиться и в рамках региональных, национальных и сезонных выставок. Если на выставке строится подиум для демонстрации моделей одежды, обуви и аксессуаров, то показы проходят целый день с периодичностью раз в час или в два часа. Объем работ, который модель получает на выставке в качестве демонстратора одежды или причесок, как правило, велик, и она имеет возможность заработать достаточно крупную сумму за счет количества показов и выходов.

Кроме того, практически на каждой выставке проводятся промоушн-акции, в которых используются модели. Как правило, модели, одетые в униформу фирм либо в рекламные футболки и бейсболки, ходят по территории выставки, раздавая рекламные буклеты, приглашения, флаера и привлекая внимание гостей к названию фирмы и стенду с ее продукцией.

Основной, самой квалифицированной и самой выгодной работой на выставке является работа стендистки. Мы сознательно хотим акцентировать внимание молодых моделей на этом весьма специфическом виде работы. На выставке может успешно работать выпускница колледжа моделей, не имеющая стандартных объемов или требуемого высокого роста — от стендистки требуются иные качества. Учитывая, что оплата работы моделей на стенде составляет до $50 в день, а сами выставки длятся от трех до шести дней и проходят достаточно часто, то специализация модель-стендистка (stand-attendant или stand-woman) может быть стабильным источником дохода. Многие фирмы, стабильно участвующие в выставках, запоминают, кто из девушек-моделей показал на стенде наилучшую квалификацию, и в дальнейшем, заказывая в агентствах моделей для работы на выставке, специально оговаривают, чтобы в составе моделей была та самая девушка, которая в прошлый раз хорошо себя зарекомендовала.

Мы раскроем секреты мастерства: как сделать так, чтобы вас запомнили и стабильно предлагали эту работу по максимальным ставкам. Для того, чтобы эффективно работать на стенде, модель должна понимать, почему заказчик приглашает на стенд не квалифицированных сотрудников из штата своей фирмы, а молоденьких симпатичных девушек. Своей внешностью модель привлекает внимание посетителей выставки и создает приток посетителей возле стенда фирмы.

Приведем историю из собственной практики.

В 1992 году в Киевском дворце спорта проходил международный автосалон. Это был первый в Украине автосалон такого уровня, и в нем приняли участие многие фирмы-производители и фирмы-дилеры.

В то время украинские бизнесмены, имея минимальный опыт участия в международных выставках, не понимали роль и значение стендисток, предпочитая выставлять на стенды своих сотрудников или знакомых красивых девушек. Молодое агентство моделей обратилось в фирму, представляющую автомобили BMW с предложением услуг стендисток на автосалоне. Предложение было встречено без особого восторга, и было принято компромиссное решение: агентство моделей за свой счет выставляет трех стендисток для работы на стенде BMW, и если фирма будет удовлетворена качеством их работы, то работа будет оплачена. Агентство выставило трех девушек, одна из которых в совершенстве владела немецким языком, а вторая — английским, обеспечило их униформой. На стенде также присутствовал менеджер агентства, который контролировал работу стендисток. В первый же день выставки девушки передали представителю фирмы визитные карточки гостей выставки, с которыми они беседовали — практически на всех визитках было написано либо «президент фирмы» либо «генеральный директор». Представитель фирмы-экспонента принял решение об оплате услуг моделей-стендисток. В конце выставки одна из девушек, работающих на стенде BMW, была объявлена лучшей стендисткой выставки. С тех пор — вплоть до отъезда на учебу в США — она стабильно получала предложения о работе на выставках с оплатой по максимальной ставке.

Стендистка должна обладать необходимым минимумом информации о деятельности фирмы, о ее продукции, услугах или о товарах, представленных на стенде. Она может давать пояснения гостям выставки, отвечать на простые вопросы, снимая часть нагрузки с сотрудников фирмы, которые в это время могут вести переговоры с реальными и перспективными покупателями или заказчиками.

На стенде девушка может решать некоторые практические задачи. Например, анкетирование посетителей выставки и клиентов фирмы, раздача информационных и рекламных материалов, проведение лотерей и подписных компаний, поддержание стенда в чистоте и порядке, безопасность и сохранность выставочных материалов.

Еще до открытия выставки стендистка при помощи сотрудников фирмы изучает ассортимент товаров и услуг, предоставляемых фирмой на данном стенде, изучает прайс-листы, примерные цены на эти товары и услуги, а также возможные скидки. По возможности старается запомнить характеристики предлагаемых товаров и услуг. Представители фирмы объясняют стендистке, кто является наиболее перспективным или важным клиентом для фирмы. Стендистка должна разбираться, какие еще фирмы предлагают аналогичную продукцию, и в чем преимущество товаров и услуг, которые предлагает нанявшая ее фирма. Она должна понимать значение этой выставки и те цели, которые ставит перед собой фирма. Кроме того, она должна знать распорядок

  • Модель не может себе позволить опозданий. Она приходит за 15 минут до начала работы выставки. Нужно осмотреть стенд, подготовить все необходимые материалы, которыми придется пользоваться в течение рабочего дня, подготовить к раздаче рекламные буклеты, информационные и прайс-листы, получить экспонаты, которые на ночь сдаются под охрану, возможно, приготовить чай, кофе и бутерброды для сотрудников фирмы, и обязательно — привести себя в порядок.
  • Модель должна быть в полной готовности на рабочем месте. Она должна все свое внимание направлять на посетителей выставки. Обо всех отлучках она должна предупреждать сотрудника фирмы. Если на стенде работает несколько моделей, они договариваются между собой об очередности отдыха после длительного стояния на высоких каблуках. Стендистки не могут всей компанией уйти обедать — кто-то обязательно должен оставаться на посту.
  • Работая на стенде нельзя курить, жевать жвачку и есть. Если вам нужно съесть бутерброд или выпить чашку кофе, это делается в рабочей комнате за стендом, в буфете или в комнате переговоров, если там нет посетителей. Обычно фирма сама заботится о том, чтобы стендистки были накормлены либо указывает, в какое время можно отлучиться на обед.
  • Очень важно следить за своей улыбкой, жестами, интонацией. Если вы не можете ответить на вопрос, который вам задал посетитель, вы должны сказать, что сейчас пригласите представителя фирмы, который удовлетворит любопытство гостя. Даже если возле стенда нет посетителей, модель не должна стоять со скучающим видом, а тем более зевать, читать журнал или заниматься своими делами. Более того — если возле стенда нет посетителей, это первый признак того, что стендистка плохо работает.
  • На стенде нельзя вести необязательные беседы, а громкие возгласы, смех и прочие восклицания вообще должны быть исключены.
  • Если на стенде установлен городской номер телефона, не занимайте его личными разговорами.

В первый же день выставки проанализируйте, какие вопросы чаще всего задают посетители и получите по этим вопросам консультацию у представителя фирмы, чтобы отвечать на них более квалифицированно.

Большинство посетителей выставок — люди, не представляющие интереса для фирмы. Очень многие из гостей пришли на выставку с целью получить бесплатные сувениры или образцы продукции фирм. Вас будут спрашивать, не раздают ли на вашем стенде бесплатно кулечки, шариковые ручки, бейсболки или майки. Если на фирме производится бесплатная раздача образцов товаров, это нужно делать только в специально отведенное время, иначе все бесплатные образцы могу закончиться в первый день работы. Если вам поручили в течение дня раздать определенное количество товаров, выносите их из рабочей комнаты по одному или по два, ни в коем случае не показывая посетителям, что у вас много предметов, которые раздают бесплатно.

Начиная разговор с клиентом, постарайтесь определить сразу, что именно его заинтересовало. Умейте выслушать, но не вступайте в длительные переговоры. Ответы должны быть короткими, деловыми, а если посетитель настаивает на продолжении общения, вам нужно вежливо ответить, что у вас еще много работы, и с более детальными вопросами можно обратиться к менеджерам на стенде или в главный офис фирмы. Вместе с тем вы ни в коем случае не должны отгонять посетителей, какими бы надоедливыми они не казались. Научитесь отличать прогуливающихся или ищущих бесплатные сувениры гостей от людей, которые могут стать потенциальными клиентами фирмы, которую вы представляете. Если вы чувствуете, что человек проявляет реальный интерес, попросите его представиться, записать данные в специальный блокнотик либо оставить визитную карточку. Даже если не удастся познакомить его с представителями фирмы, в дальнейшем эту информацию вы передадите своему руководителю, чтобы фирма могла обратиться к нему после завершения выставки.

Вы — симпатичная девушка, и во время разноса рекламной продукции вас могут задерживать возле стендов разных фирм, предлагать сувениры, рекламную продукцию, угощать кофе, пирожными из представительских запасов. Представьте, как отреагирует ваш работодатель, если увидит, что вы ходите по территории выставки в его рекламной футболке с чужой рекламной продукцией в руках или увидит вас на стенде фирмы-конкурента, жующей бутерброды.

Вас могут нанять для работы на стенде организаторов выставки — на стойке reception (англ. «прием»). В этом случае вы должны быть в курсе организационных вопросов: где находится та или иная фирма-участник, как зовут директора выставки, когда можно получить каталоги, как быть с вывозом экспонатов. Вы должны иметь ответы на эти вопросы, если же вы не знаете ответов, то должны направить человека к компетентному специалисту. В любом случае у посетителей после общения с вами должно остаться впечатление о вашем профессионализме.

Стендисткам часто задают личные вопросы вроде: «Что вы делаете сегодня вечером?» Часто клиенты отпускают плоские шутки, например: «А в цену автомобиля входит стоимость стендистки?» Заранее выработайте свою реакцию на подобные вопросы. Лучше, как ни в чем не бывало задать встречный вопрос, по поводу отношения или интереса клиента к предметам экспозиции, не переставая при этом улыбаться и сохраняя доброжелательный тон. Умение сочетать в себе деловитость, необходимую представителю солидной фирмы, и умение неформально общаться с потенциальным клиентом или заказчиком — именно в этом заключается профессионализм стендистки. Будьте терпеливы, обаятельны и вежливы с посетителями, собственно говоря, для этого вас и пригласили.

Помните, что представители фирмы в очень редких случаях выражают недовольство стендисткой ей лично. Напротив, вечером вас могут пригласить в ресторан, чтобы отпраздновать окончание выставки. Воспитанные заказчики не будут высказывать претензии девушке по поводу внешнего вида и поведения, зато свое недовольство они могут высказать ее персональному менеджеру в агентстве. Будет лучше, если представитель агентства после первого дня выставки поинтересуется у клиентов впечатлением о внешнем виде и работе модели, а затем передаст ей отзывы и замечания клиента.

Теперь несколько слов о презентациях. Их организаторы преследуют следующие цели:

  • Вновь открываемая фирма хочет громко заявить о себе на местном рынке. Обычно на таких презентациях проводятся семинары, мини-выставки, банкеты и культурно-развлекательные программы.
  • Уже существующая фирма открывает новый салон, филиал или магазин либо хочет представить новое направление своей деятельности. На таких выставках могут демонстрироваться модели одежды, представляться образцы товаров, проводиться фуршет и шоу-программа.
  • Производитель хочет «продвинуть» товар и устраивает презентации для ознакомления потребителей с новыми разработками фирмы или укрепления позиций своей марки на рынке.

Правила поведения модели на презентациях в основном такие же, как и на выставках. На модель ложится большая ответственность, потому что клиенты подсознательно будут ассоциировать имидж и продукцию фирмы с ее образом и поведением. Преимущество презентаций и выставок перед обычной рекламой состоит в том, что печатная или аудио-видеореклама просто рекламирует товар, а на выставках и презентациях его можно потрогать, показать в действии, дать попробовать. Даже если фирма не производит материальную продукцию, а, например, занимается международными перевозками, она все равно будет время от времени устраивать презентации, чтобы иметь непосредственный контакт с потенциальными клиентами, укрепить старые и приобрести новые связи, провести мониторинг рынка через анкеты и опросы посетителей. Часто на презентациях разыгрываются лотереи и конкурсы. И почти всегда после окончания проводится фуршет. Оговорим сразу, что присутствие на нем модели нежелательно — вид возвышенного существа, час назад улыбающегося посетителям, а теперь жующего, не оставляет положительного впечатления.


Рейтинг@Mail.ru