Учебник модельного бизнеса

Профессия МОДЕЛЬ

       

Показы на подиуме (fashion show)

Рассказывая о специализации моделей, мы упоминали о показах Haute couture и pret-a-porter, показах авангардной моды и магазинных коллекций. Показы отличаются подиумами или их отсутствием, условиями для подготовки и переодевания, наличием прессы, телевидения и многими другими параметрами. Одни проходят в холлах всемирно известных отелей, во дворцах, в театрах, в музеях, другие — в специально оборудованных помещениях: домах моды и демонстрационных залах. Дефиле также могут проходить на выставках, в ночных клубах, в салонах, на кораблях, в залах ресторанов, и на открытом воздухе. В фильме «Pret-a-porter» (в отечественном прокате и на видеокассетах он демонстрировался под названием «Высокая мода») есть эпизод показа коллекции на станции метро.

Наши модельеры и дистрибьюторы одежды известных марок часто посещают показы в Париже, Милане и в других центрах моды. Помимо моделей одежды, они изучают залы, декорации, постановку и режиссуру показов, обращают внимание на музыкальное сопровождение и установку света, отмечают особенности макияжа и причесок, создаваемых для каждой коллекции. Уровень fashion show в Украине существенно вырос. Так, например, стабильно два раза в год проходят «Сезоны моды», на которых работают модели из разных городов Украины.

Работа на подиуме — это привлекательный, интересный и престижный вид деятельности. Fashion show выглядит ярким и красочным праздником, привлекающим юных девушек. Им кажется, что это просто: нужно всего лишь выйти, пройтись по подиуму, улыбнуться и вернуться за кулисы. На самом дефиле — весьма ответственная работа. И ни минусовая температура при показе на природе, ни отсутствие условий для переодевания не могут служить причиной некачественной работы.

Fashion show обычно предшествует подготовительная работа. Сначала проводится кастинг и выбираются модели. Их знакомят с коллекцией, в процессе на каждую модель подбирается одежда, в которой она будет выходить на подиум. В показах Haute couture модель может выходить на подиум один раз, поскольку на создание образа потребовалось несколько часов. В показе pret-a-porter девушка может выйти в нескольких моделях одежды, едва успевая переодеваться. Кроме костюмов индивидуально подбираются аксессуары и обувь, а также прическа и макияж. При этом вас должны заранее предупредить, кто из парикмахеров и визажистов будет с вами работать, в каком виде вы должны прийти и что принеси с собой.

Во время репетиций девушки знакомятся с площадкой и схемой показа. Если показ сложный, репетировать приходится несколько дней. К этому нужно отнестись ответственно: не всегда легко запомнить сложные схемы движения, которые придумал режиссер-постановщик, поэтому рекомендуется делать эскизы выходов в блокноте. Как правило, эскизы нужны, когда на подиуме одновременно работает несколько манекенщиц. Кружочками, стрелочками и другими специальными значками обозначаются последовательность движения, остановки, повороты, «змейка», «чес» и другие элементы движения.

Но это еще не все, существует несколько моментов, которые нужно учесть при подготовке к дефиле:

  • Непосредственно перед показом следует убедиться, что вы легко и свободно двигаетесь по подиуму в той обуви, в которой вам предстоит дефилировать. Если подиум отличается скользким покрытием, щелями или ступеньками, вам нужно заранее продумать, как избежать возможных неприятностей.
  • Выясните, где придется переодеваться, какое расстояние между этим местом и выходом на сцену. Как правило, модели переодеваются за задниками подиума, но когда показ проходит в необычном помещении, расстояние от комнаты, предназначенной для переодевания, до подиума может быть большим. Постановщик показа, как правило, учитывает особенности помещения, но вам нужно быть готовой ко всему.
  • Прикиньте заранее, как вы будете переоблачаться из одного наряда в другой, если у вас несколько выходов. Подумайте, что за чем вы будете снимать и надевать, чтобы не причинить ущерб прическе и макияжу.
  • По возможности изучите всю коллекцию одежды, а не только ту часть, которую предстоит демонстрировать вам. Зная схему показа, музыку и коллекцию, можно прочувствовать настроение, которое модельер хотел передать, и соответственно выбрать стиль, в котором вы будете работать.
  • Ознакомьтесь с последовательностью выходов на подиум и прикиньте приблизительное количество времени, которое у вас будет, для того чтобы переодеться и подправить макияж между выходами. Если репетиции не проводятся, послушайте музыку, уловите ее ритм, попробуйте походить в такт.

На заре модельного бизнеса в Украине были времена, когда модели сами распределяли между собой, кому какую одежду демонстрировать. В настоящий момент отработана закулисная инфраструктура, которая существенно облегчает труд модельера. Попробуем описать ситуацию за кулисами на классическом, хорошо подготовленном показе.

Одежда развешена на кронштейнах — стойках с поперечными планками, на которых размещаются «плечики» с одеждой. К каждому костюму или платью прикреплена бирочка с фамилией или именем манекенщицы, которая будет демонстрировать эту модель. Рядом на листах бумаги или в открытых коробках расположена обувь, предназначенная для определенного костюма, рядом написано имя манекенщицы, которая должна в ней выходить. Перед выходом на подиум с каждой стороны кулис висит так называемая «простыня» — большой лист бумаги, на котором — список фамилий с учетом последовательности выходов. Вам достаточно бросить взгляд на эту шпаргалку, чтобы вспомнить, когда и в чем вам предстоит появиться на подиуме. Перед выходом на подиум устанавлено зеркало в полный рост, в которое вы бросаете последний взгляд перед тем, как сделать первые шаги на подиуме — нужно проверить прическу, убедиться, что все пуговицы застегнуты правильно, а платье сидит идеально.

До показа (во время примерки) делаются полароидные фотографии каждой модели в тех нарядах, в которых она должна выходить на подиум. Таким образом, решается несколько задач. Режиссер и дизайнер определяют, в каком костюме, в какой обуви и с какими аксессуарами девушке выходить. Затем пробные фотографии для наглядности крепятся к стенке в последовательности выходов моделей.

В идеально организованном показе модели помогают специальные люди, которых называют «одевальщицы». Если одна коллекция одежды показывается несколько раз в течение дня, за кулисами работают гладильщицы.

Из-за кулис не всегда видно, что происходит на подиуме. Поэтому в последнее время режиссер-постановщик находится либо в зале, либо за пультом светооператора и по мобильной или радиосвязи передает команды выпускающему за кулисы. Поскольку практически все ответственные показы происходят с участием телевидения и телекамер, то часто за кулисами ставится монитор, на который транслируется картинка из зала. Таким образом, не выглядывая из-за кулис, можно видеть, в каком месте находится каждая модель, в каком направлении она двигается, и сколько секунд осталось до выхода следующей.

Мы описали идеальную организацию показа. Но что делать, если такой организации нет? В этом случае девушки, зная, как это должно выглядеть в идеале, должны сами развешивать и надписывать свою одежду. Если показ происходит в магазине, и заказчик сэкономил на режиссере-постановщике или хореографе, модели сами рисуют «простыню» и определяют последовательность выходов.

Постарайтесь максимально следовать некоторым правилам:

  • Первым делом проверьте одежду: убедитесь, что присутствуют все детали, что ничего не порвано и нет пятен. Если что-то не так, сразу сообщите об этом модельеру или его представителю.
  • Не пользуйтесь духами, туалетной водой, ароматизированным дезодорантом или лаком для волос перед показом. Запах не должен оставаться на одежде.
  • Если тело влажное от интенсивной работы, не спешите одеваться. Обсохните либо оботрите влажные участки салфеткой.
  • Если во время переодевания что-либо пропало, не нервничайте и не суетитесь. Подойдите к модельеру или стилисту и выясните ситуацию.
  • Не курите, не пейте и не ешьте в раздевалках — тем более в одежде из коллекции.
  • Никогда не покидайте помещение в одежде модельера.
  • По окончании работы осмотрите одежду и протрите обувь.

Существует множество правил правильного поведения. Из-за кулис ни в коем случае не должно доноситься вскриков, возгласов и громкого смеха. Помните, что модель не имеет права заявлять, в какой одежде она хочет выходить, а в какой нет, она не может предъявлять претензии к фасону и материалу одежды, не может выражать недовольство макияжем и прической. Только стилист, модельер и постановщик показа имеют право распределять, кому, в чем и в каком виде выходить. У модели только одна задача — наилучшим образом показать одежду, которую ей поручили демонстрировать. Специалисты, готовящие показ, заботятся не о том, чтобы представить вас в глупом виде, а о том, чтобы наилучшим образом преподнести коллекцию. Нет предела фантазии художника, поэтому постарайтесь не удивляться, а наоборот, проникнуться идеями, понять, какой же образ предстоит создать и как лучше сыграть свою роль на подиуме. В этом и заключается основная задача модели.

Итак, вы подошли к выходу на подиум, бросили быстрый взгляд в зеркало, поймали музыкальный ритм и вышли в лучи прожекторов. Помните, если во время показа работают фотокорреспонденты и телевидение, вы работаете в первую очередь для них. Зрителей в зале — несколько десятков или несколько сотен, зато благодаря телевидению вас увидят миллионы. Поэтому ваш главный зритель — телекамера в конце подиума. Именно напротив нее вы фиксируетесь, именно ей вы шлете прощальную улыбку перед поворотом или уходом.

Кроме телекамер на вас нацелены объективы фотоаппаратов. Профессиональный фотограф ловит кадр в момент фиксации либо в момент поворота. Фиксация модели на конце подиума для фотографа означает, что у него есть секунда или две, пока девушка будет стоять в красивой позе и улыбаться. Именно в этот момент наиболее часто щелкают затворы фотоаппаратов. Подиум — не фотостудия, здесь дублей не бывает. Любая ваша ошибка будет зафиксирована и растиражирована. Вы жуете жвачку? Ваше лицо исказилось гримасой? Ваши губы шевелятся, потому что вы подпеваете мелодии или отсчитываете шаги? Все это будет видно.

Вы смотрите под ноги? Так вас и зафиксируют — с опущенными глазами, которые будут выглядеть закрытыми. Следите также за работой рук и поворотами головы — это показатели вашего профессионализма.

Не у всех дизайнеров одинаковые требования к тому, как модели следует двигаться по подиуму. Джон Гальяно, например, хочет видеть «взволнованный полет», Ямамото больше нравится «прогулка лунатика», а Кристиан Лакруа требует «соблюдения этикета и ослепительного блеска» одновременно. Понимание замысла модельера — часть вашей работы, любая ваша ошибка — убыток для него. Всегда помните, что в показ вкладываются огромные деньги, что его предваряет напряженный многомесячный труд. Модельер должен быть уверен, что вы — именно тот человек, который ему необходим. За кулисами пышных показов порой царит массовая истерия. Постарайтесь сохранять спокойствие и уверенность в себе. Добившись доверия модельера, можете считать, что эта работа закреплена за вами надолго.

Показывайте вещь из коллекции, а не себя. Самая распространенная ошибка — это самолюбование на подиуме. Отличие показа от съемок в том, что здесь вы работаете перед живой аудиторией, а не перед камерой. Это означает, что вы не имеете права на ошибку. Вы должны внушить публике желание купить предлагаемую одежду. Обращайте внимание зрителей на оригинальность модели, на детали костюма. Если есть кармашек, положите туда руку, поправьте шарфик, элегантно снимите и наденьте очки. Нужно четко придерживаться схемы показа и даже в случае аплодисментов, не стоит поддаваться на провокации — никаких приветственных жестов и выходов «на бис».

Подиум — это не эстрада, а значит, здесь нет места самодеятельности. Другое дело, когда дополнительных действий требует непредвиденная ситуация. Например, вы дошли до задника подиума, а следующая манекенщица, с которой вы должны были встретиться, еще не вышла. Возможно, за кулисами что-то произошло — в таком случае потяните время. Можно остановиться и сделать дополнительную проходку до половины подиума.

Ни в коем случае не делайте «большие глаза», даже если вы в этот момент находитесь спиной к залу. Зритель не должен догадаться, что происходит что-то незапланированное — вы просто чуть дольше отрабатываете свой выход. На подиуме все время кто-то должен находиться лицом к залу. Если две манекенщицы идут спиной к зрителям, а никто не вышел из-за кулис, необходимо, чтобы кто-то из вас повернулся лицом к зрителям. При возвращении на задник подиума нужно обязательно повернуться, окинуть прощальным взглядом зал, выдержать паузу и только после этого уходить.

На хороших показах не так уж много импровизации, поэтому, если со стороны зрителя все выглядит естественно, значит, модели проделали большую работу.

И напоследок: подиумные показы — это закулисное собрание богемы, специалистов из мира моды, шоу-бизнеса и светской элиты. Если вы хорошо работаете на подиуме, если вы пользуетесь расположением за кулисами, ваша карьера автоматически двигается вверх.

Рейтинг@Mail.ru