Основы медицинских знаний

1.6. Неотложная помощь при переломах

Первая медицинская помощь при переломах оказывается самим пострадавшим или свидетелями травмы. В первую очередь необходимо предупредить сдвиги отломков костей, чтобы исключить дальнейшее травмирование ими прилегающих тканей, а также по возможности предупредить посттравматические осложнения. Доврачебная помощь при открытых переломах и кровотечении из раны предусматривает: остановку кровотечения путем наложения давящей повязки или жгута; наложение первичной асептической повязки на рану и обезболивание; иммобилизацию конечностей; вынос или вывоз пострадавших в лечебное учреждение.

Средства иммобилизации. Для обеспечения неподвижности поврежденной конечности или другой части тела используют стандартные, нестандартные, импровизированные шины. Стандартные шины бывают сетчатые, лестничные (шины Крамера), фанерные, деревянные (шины Дитерихса), пластмассовые, пневматические (рис. 16).

Средства иммобилизации

Рис. 16. Средства иммобилизации: а - стандартные шины; б - шина Дитерихса; в - пневматические шины

Они применяются при переломах костей, значительных повреждениях мягких тканей, больших кровеносных сосудов, нервов, при значительных ожогах конечности, вывихах. При отсутствии стандартных шин для иммобилизации можно использовать различный материал (деревянные рейки, бруски, толстый картон, пучки хвороста), менее пригодны орудия труда и предметы обихода (палки, лыжи, лопаты). Если нет никаких подручных средств, самую примитивную иммобилизацию можно осуществить, прибинтовав поврежденную верхнюю конечность к туловищу, а поврежденную нижнюю конечность - к неповрежденной (рис. 17).

Создание неподвижности сломанной конечности

Рис. 17. Создание неподвижности сломанной конечности по методу «нога к ноге»

Правила иммобилизации. При проведении иммобилизации фиксационными шинами следует руководствоваться рядом правил:

  • шина должна быть удобной для пострадавшего и не причинять ему боль;
  • иммобилизация должна быть проведена как можно раньше;
  • при наличии раны ее следует закрыть асептической повязкой до наложения шины;
  • при применении кровоостанавливающего жгута последний накладывается до проведения иммобилизации;
  • перед иммобилизацией предварительно моделируют шину под размер и форму поврежденной конечности;
  • шина не должна оказывать сильного давления на мягкие ткани, сосуды, нервы, особенно на костные выступы;
  • при переломах длинных трубчатых костей обязательна фиксация 2-3 смежных суставов;
  • конечность следует иммобилизовать в среднем физиологическом положении;
  • транспортную шину прикрепляют к конечности бинтом, не нарушая кровообращения;
  • перед наложением шины потерпевшему вводят обезболивающие средства.

Наложение шин при переломах костей верхних конечностей. При переломах костей кисти и пальцев иммобилизацию можно провести сетчатой или деревянной шиной, другим подручным материалом. Шину накладывают на тыльную поверхность руки от концов пальцев до верхней трети предплечья. Ладонь несколько сгибают, кладут в нее ватно-марлевый валик, затем прикрепляют шину бинтом (рис. 18).

Иммобилизация при переломах костей кисти

Рис. 18. Иммобилизация при переломах костей кисти

При повреждении костей предплечья верхний конец шины кладут на уровне средней трети плеча, а нижний - на уровне концов пальцев, ладонная поверхность кисти повернута от туловища или вверх (рис. 19).

Иммобилизация при переломах костей предплечья

Рис. 19. Иммобилизация при переломах костей предплечья: а - лестничной шиной; б - подручными средствами

При переломах ключицы для иммобилизации можно использовать палку, которую располагают горизонтально на уровне нижних углов лопаток, а также ватно-марлевые кольца и повязку Дезо (рис. 20).

Повязка Дезо

Рис. 20. Повязка Дезо

При переломах плеча шину кладут от внутреннего края лопатки здоровой стороны, через плечевой сустав, вдоль наружной поверхности плечевой кости, сгибая руку в локте-вом суставе под прямым углом, подводят ее к туловищу и заканчивают, несколько перекрывая концы пальцев. Шину укрепляют бинтом (рис. 21).

Иммобилизация перелома плеча лестничной шиной

Рис. 21. Иммобилизация перелома плеча лестничной шиной

Наложение шин при переломах костей нижних конечностей. При повреждении стопы и голени иммобилизацию проводят шинами Крамера. Стопу и голень фиксируют с трех сторон: одну шину накладывают на заднюю поверхность голени и стопы от кончиков пальцев до средней трети бедра, две другие фиксируют по сторонам голени (внутренней и внешней), причем подошвенную их часть сгибают в виде стремени для более сильной фиксации голеностопного сустава. Стопу устанавливают под углом 90° по отношению к голени. Шины укрепляют бинтами или косынками.

При переломе бедренной кости, повреждениях тазобедренного и коленного суставов применяют шины Дитерихса или импровизированные шины. Перед наложением шины места костных выступов покрывают ватой, марлей или другим мягким материалом. Подошвенную часть шины фиксируют бинтом к подошве стопы (обуви). Наружную планку расширяют и закрепляют с таким расчетом, чтобы она начиналась от подмышечной впадины и, вставленная в металлическую скобу подошвенной части, выступала за нее также на 10-12 см. Конечную (шарнирную) ее часть сгибают под углом 90° и одевают на конец наружной планки. На конечности шину фиксируют циркулярными ходами бинта, а вверху наружную и внутреннюю части шины фиксируют двумя ремнями, после чего при помощи палочки-закрутки производят вытяжение за подошвенную часть шины.

При переломах позвоночника больного кладут на твердые носилки, доски. Если транспортировка осуществляется на мягких носилках, потерпевшего необходимо положить на живот, под грудь положить мягкий валик из одежды или одеяла для разгибания позвоночного столба (рис. 22).

Транспортная иммобилизация при повреждении позвоночника

Рис. 22. Транспортная иммобилизация при повреждении позвоночника: а - на спине; б - на животе

Пострадавшего с переломами костей таза кладут на твердую поверхность (доски, носилки), а под коленные суставы подкладывают скатанную в валик одежду. Ноги при этом необходимо согнуть в коленных и тазобедренных суставах, что создает условия для расслабления мышц и уменьшения болей.

Вакуум-носилки для транспортной иммобилизации

Рис. 23. Вакуум-носилки для транспортной иммобилизации

Для транспортной иммобилизации позвоночника и таза используются вакуум-носилки, наполненные пластмассовыми шариками (рис. 23). После выкачивания воздуха с помощью небольшого насоса носилки становятся твердыми, хорошо моделируют форму тела при любом положении пострадавшего и долгое время ее сохраняют. Также при транспортной иммобилизации широко применяются гипсовые и пластмассовые повязки для фиксации отломков костей, лечения различных заболеваний конечностей, позвоночника.

Вопросы для повторения

  1. Перечислите основные правила иммобилизации.
  2. Какие существуют средства иммобилизации при переломах?
  3. Опишите ваши действия при переломах костей верхних конечностей; костей нижних конечностей.

Практическое занятие 4

Цель занятия - изучить правила иммобилизации при повреждениях (переломах) верхних и нижних конечностей.

Оснащение: бинты, косынки, ватно-марлевые валики, шины Крамера и Дитерихса, подручные средства.

Последовательность выполнения иммобилизации при переломе плеча:

  • конечности придают среднефизиологическое положение: сгибают в локтевом суставе под углом 70-90°, приводят к туловищу, кисть в полусогнутом положении;
  • кладут ватно-марлевые валики в подмышечную впадину и под кисть;
  • фиксируют бинтом шину от плеча до середины кисти;
  • для более надежной иммобилизации стараются обездвижить три сустава: плечевой, локтевой и лучезапястный (см. рис. 19, 21).

Последовательность выполнения иммобилизации при переломе костей предплечья:

  • конечности придают среднефизиологическое положение: сгибают в локтевом суставе под углом 70-90°, приводят к туловищу, кисть в полусогнутом положении;
  • отмоделировав шину, подкладывают под кисть ватно-марлевый валик и прибинтовывают шину в месте перелома, оставив фаланги пальцев открытыми, при этом необходимо обездвижить локтевой и лучезапястный суставы.

Последовательность выполнения иммобилизации при переломе бедра:

  • перед наложением шины места костных выступов покрывают ватой, марлей или другим мягким материалом; подошвенную часть шины фиксируют бинтом к подошве ступни (обуви); наружную планку расширяют и закрепляют так, чтобы она начиналась от подмышечной впадины и заканчивалась на уровне ступни, и фиксируют циркулярными ходами бинта;
  • при аутоиммобилизации ее фиксируют к здоровой нижней конечности;
  • для обеспечения надежной иммобилизации при переломе бедра необходимо обездвижить тазобедренный, коленный и голеностопный суставы.

Последовательность выполнения иммобилизации при переломе голени:

  • используют отмоделированную шину Крамера или подручный материал (лучше три шины, одну из которых укладывают на заднюю поверхность голени от средней трети бедра до пяточной кости);
  • вторую и третью шины укладывают по наружной и внутренней поверхности голени; все три шины скрепляют с помощью бинта;
  • для обеспечения устойчивой иммобилизации следует обездвижить голеностопный и коленный суставы.

 

Рейтинг@Mail.ru