|
|
Учебник для 5 класса МАТЕМАТИКА10. УравнениеЗадача. На левой чашке весов лежат арбуз и гиря в 2 кг, а на правой чашке — гиря в 5 кг. Весы находятся в равновесии. Чему равна масса арбуза? Решение. Обозначим неизвестную массу арбуза буквой х. Так как весы находятся в равновесии, должно выполняться равенство х + 2 = 5.
Нам надо найти такое значение х, при котором выполняется это равенство. По смыслу вычитания, таким значением будет разность чисел 5 и 2, то есть 3. Значит, масса арбуза равна 3 кг. Пишут: х = 3.
Если в равенство входит буква, то равенство может быть верным при одних значениях этой буквы и неверным при других её значениях. Например, равенство х + 2 = 5 верно при х = 3 и неверно при х = 4. Уравнением называют равенство, содержащее букву, значение которой надо найти. Значение буквы, при котором из уравнения получается верное числовое равенство, называют корнем уравнения. Например, корнем уравнения х + 2 = 5 является число 3. Решить уравнение — значит найти все его корни (или убедиться, что это уравнение не имеет ни одного корня). Пример 1. Решим уравнение х + 12 = 78. Решение. По смыслу вычитания, неизвестное слагаемое равно разности суммы и другого слагаемого. Поэтому х = 78 - 12, то есть х = 66. Число 66 является корнем уравнения х + 12 = 78, потому что 66 + 12 = 78. Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое (рис. 44, а).
Рис. 44 Пример 2. Решим уравнение у - 8 = 11. Решение. По смыслу вычитания, у является суммой чисел 11 и 8. Значит, у = 11 + 8, то есть у = 19. Число 19 является корнем уравнения у - 8 = 11, так как верно равенство 19 - 8 = 11. Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо сложить вычитаемое и разность (рис. 44, б). Пример 3. Решим уравнение 15 - z = 9. Решение. По смыслу вычитания, число 15 является суммой z и 9, то есть z + 9 = 15. Из этого уравнения находим неизвестное слагаемое: z = 15 - 9, то есть z = 6. Число 6 является корнем уравнения 15 - z = 9, так как верно равенство 15 - 6 = 9.
Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность (рис. 44, в). Вопросы для самопроверки
Выполните упражнения372. Решите уравнение:
373. Решите с помощью уравнения задачу:
374. Составьте уравнение по рисунку 45 и решите его.
Рис. 45 375. Решить уравнение (у + 64) - 38 = 48 можно двумя способами:
Подобным образом решите двумя способами уравнение:
376. Решите уравнение и выполните проверку:
377. Решите с помощью уравнения задачу:
378. Запишите в виде равенства:
379. Сумма 3986 + 5718 равна 9704. Пользуясь этим, найдите без вычислений значение выражения или корень уравнения:
380. Разность 6877 - 2984 равна 3893. Пользуясь этим, найдите без вычислений значение выражения или решите уравнение:
381. Вместо звёздочек в записи вычислений цепочкой поставьте необходимые числа.
382. Вычислите устно:
383. На координатном луче даны точки A(18), В(7), С(31), D(27), Е(23), O(0). Какие из этих точек:
384. Что больше и во сколько раз:
385. В бидоне 24 л молока. Для приготовления завтраков израсходовали четвёртую часть молока, а для приготовления обедов — половину оставшегося молока. Сколько литров молока осталось в бидоне? 386. Найдите пропущенное число:
387. Вместо некоторых цифр поставлены звёздочки. Можно ли сравнить числа:
388. Из села Аникеево в село Большово ведут четыре дороги, а из села Большово в село Виноградово — три дороги. Сколькими способами можно добраться из Аникеева в Виноградово через село Большово?
Решение. Если из А в Б добираться по 1-й дороге, то продолжить путь есть три способа:
Точно так же рассуждая, получаем по три способа продолжить путь, начав добираться и по 2-й, и по 3-й, и по 4-й дороге. Значит, всего получается 4 • 3 = 12 способов добраться из Аникеева в Виноградово. 389. Немецкого учёного Карла Гаусся называли королём математиков. Его математическое дарование проявилось уже в детстве. Рассказывают, что в трёхлетнем возрасте он удивил окружающих, поправив расчёты своего отца с каменщиками. Однажды в школе (Гауссу в то время было 10 лет) учитель предложил классу сложить все числа от 1 до 100. Пока он диктовал задание, у Гаусса уже был готов ответ, на его грифельной доске было написано: 101 • 50 = 5050. Попробуйте догадаться, как Карл Гаусс складывал числа от 1 до 100. 390. Из проволоки длиной 15 м делают обручи длиной 2 м. На сколько обручей хватит проволоки? Можно ли изготовить 4 обруча? 8 обручей? 391. Вычислите, выбирая удобный порядок выполнения действий:
392. На одной грядке посадили 30 кустов клубники, а на другой k кустов. Погибло 6 кустов. Сколько кустов клубники осталось на грядках? Составьте выражение для решения задачи и найдите его значение при k = 26; 35. 393. Найдите значение выражения, предварительно упростив его:
394. Найдите значение выражения:
395. Решите уравнение:
396. Решите уравнение и выполните проверку:
397. Решите с помощью уравнения задачу:
398. Мотоциклист едет из города в село, расстояние до которого 120 км. Сколько километров ему осталось проехать, если он уже проехал а км? Составьте выражение и найдите его значение при а = 40; 60; 80. 399. Купили дюжину (дюжина — 12) бутылок фруктовой воды, а в обмен сдали 8 пустых бутылок. Сколько денег доплатили? Узнайте, сколько стоит бутылка фруктовой воды и сколько пустая бутылка, и решите задачу. 400. Имелось 65 л фруктового сока. Из них 20 л дали детям во время завтрака, а остальной сок разлили в трёхлитровые банки. Сколько банок для этого потребовалось? 401. Запишите все трёхзначные числа, которые можно записать только с помощью цифр 5, 3 и 0. 402. Масса 11 ящиков яблок 4 ц 62 кг, а масса 18 ящиков груш 6 ц 12 кг. На сколько килограммов масса одного ящика яблок больше массы одного ящика груш? 403. Найдите значение выражения:
Рассказы об истории возникновения и развития математикиВ наше время почти все народы пользуются счётом десятками, сотнями, тысячами, то есть десятичной системой счисления. В ней, как вы уже знаете, значение цифры зависит от места (позиции), которое она занимает в записи числа. Поэтому такую систему счисления называют позиционной. Раньше некоторые народы применяли другие системы счёта. В тёплых странах Африки и Америки, где люди ходили босыми, для счёта применялись не только пальцы рук, но и пальцы ног. Получался счёт двадцатками. А пять тысяч лет назад в некоторых странах востока пользовались шести-десятеричной системой счисления, то есть системой счисления с основанием 60. Эта система была первой позиционной системой. На рисунке показано, как в этой системе выглядела запись некоторых чисел.
Следы шестидесятеричной системы счисления сохранились до сих пор: мы и сейчас делим час на 60 минут, а минуту — на 60 секунд. Использование числа 10 как основания системы счисления связано с тем, что у людей на руках 10 пальцев, которые удобнее всего было использовать при счёте. Но основание системы счисления, конечно, может быть любым числом, например, современные ЭВМ (электронные вычислительные машины) считают в двоичной системе (основание 2), так как при этом используются только два состояния: «есть сигнал» и «нет сигнала».
|
|
|