Литература
9 класс

В. Маяковский. Стихи

      А вы могли бы?

      Я сразу смазал карту будня,
      плеснувши краску из стакана;
      я показал на блюдце студня
      косые скулы океана.
      На чешуе жестяной рыбы
      прочел я зовы новых губ.
      А вы
      ноктюрн сыграть
      могли бы
      на флейте водосточных труб?

      Послушайте!

      Послушайте!
      Ведь, если звезды зажигают —
      значит — это кому-нибудь нужно?
      Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
      Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?

      И, надрываясь
      в метелях полуденной пыли,
      врывается к Богу,
      боится, что опоздал,
      плачет,
      целует Ему жилистую руку,
      просит —
      чтоб обязательно была звезда! —
      клянется —
      не перенесет эту беззвездную муку!
      А после
      ходит тревожный,
      но спокойный наружно.
      Говорит кому-то:
      «Ведь теперь тебе ничего?
      Не страшно?
      Да?!»
      Послушайте!
      Ведь, если звезды
      зажигают —
      значит — это кому-нибудь нужно?
      Значит — это необходимо,
      чтобы каждый вечер
      над крышами
      загоралась хоть одна звезда?!

      Люблю
      (Отрывок)

      Пришла —
      взглянув,
      за рыком,
      за ростом,
      деловито
      разглядела просто мальчика.
      Взяла,
      отобрала сердце
      и просто
      пошла играть —
      как девочка мячиком.
      И каждая —
      чудо будто видится —
      где дама вкопалась,
      а где девица.
      Да этакий ринется!
      Должно, укротительница.
      Должно, из зверинца!»
      А я ликую.
      Нет его —
      ига! —
      От радости себя не помня,
      скакал,
      индейцем свадебным прыгал,
      так было весело,
      было легко мне.

      Стихи о разнице вкусов

      Лошадь сказала, взглянув на верблюда:
      «Какая гигантская лошадь-ублюдок ».
      Верблюд же вскричал: «Да лошадь разве ты?! Ты
      просто-напросто — верблюд недоразвитый».
      И знал лишь бог седобородый,
      что это — животные разной породы.

      Прощанье

      В авто, последний франк разменяв. —
      В котором часу на Марсель? —
      Париж бежит, провожая меня,
      во всей невозможной красе.
      Подступай к глазам, разлуки жижа,
      сердце мне сантиментальностью расквась!
      Я хотел бы жить и умереть в Париже,
      если б не было такой земли — Москва.

Вопросы и задания

  1. Прочитайте произведения В. В. Маяковского, написанные в первые годы революции, подготовьте одно из них или отрывок для чтения. На что обращает Ваше внимание поэт?
  2. Корней Чуковский считал, что основной нерв ранней поэзии Маяковского — боль и протест против буржуазной действительности. Где мы находим подтверждение этому?
  3. Ранние произведения Маяковского особенно богаты гиперболами, развернутыми метафорами, неологизмами. Приведите примеры использования этих художественных средств и подумайте, чего достигает поэт с их помощью. Зачем понадобились Маяковскому новые рифмы, ритмы?
  4. Как Вы понимаете слова самого Маяковского о творчестве поэта: «Чтоб правильно понимать социальный заказ, поэт должен быть в центре дел и событий...»?
  5. Какие стихотворения и пьесы Маяковского, известные Вам, направлены против бюрократизма, взяточничества, других зол современного общества?
  6. Почему Маяковский так много выступал с чтением своих стихотворений?
  7. В чем смысл стихотворений «Послушайте!», «Стихи о разнице вкусов» и «Прощанье»?

Обогощайте свою речь

  1. В чем проявилось новаторство Маяковского? Подготовьте развернутый ответ, используя рассказ о поэте и разделы «Как работал В. В. Маяковский», «В творческой лаборатории В. В. Маяковского», «Работа слова», «Словотворчество».
  2. Назовите неологизмы поэта из прочитанных Вами стихотворений. Включите два-три из них в предложения собственной конструкции.

 

Рейтинг@Mail.ru