Литература
9 класс

Переписка Л. Н. Толстого с русскими писателями

Среди огромного эпистолярного наследия Л. Н. Толстого значительное место занимают его письма, адресованные деятелям русской литературы — писателям, критикам, публицистам, редакторам журналов и газет. Круг литературных корреспондентов Толстого необычайно широк. Он находился в переписке почти со всеми своими выдающимися собратьями по перу, а также с писателями, чьи имена в настоящее время забыты или полузабыты. Некрасов и Тургенев, Боткин и Анненков, Гончаров и Островский, Панаев и Дружинин, Чернышевский и Герцен, Краевский и Катков, Щедрин и Соллогуб, Лесков и Полонский, Семенов и Тищенко, Злато-вратский и Засодимский, Стасюлевич и Гольцев, Венгеров и Пыпин, Бунин и Андреев, Короленко и Горький — словом, чуть ли не все русские писатели и литераторы эпохи Толстого переписывались с ним. Исключение составляют лишь Достоевский, Глеб Успенский и Чехов. С Достоевским и Успенским Толстой даже не был знаком, а с Чеховым, несмотря на их близость и взаимную дружескую расположенность, переписка не завязалась.

Более полувека продолжалась кипучая творческая деятельность Л. Н. Толстого, и более полувека его могучая личность являлась центром притяжения литераторов самых различных идейных течений и направлений.

Особой интенсивностью и богатством содержания отличается переписка Толстого 50-х — начала 60-х годов с писателями, близкими к журналу «Современник». В письмах Толстого, так же как и в ответных письмах его корреспондентов — Некрасова, Тургенева, Боткина, Дружинина, Анненкова, разговор об искусстве, его месте в общественной жизни чередуется с взволнованной исповедью о душевных переживаниях и настроениях, за полемическим выпадом в адрес идейного противника следует доверительное изложение самых сокровенных дум, после отзыва об очередном номере «Современника» или о прочитанной книге идет поэтическое описание величия и красоты природы. Эти письма являются живым памятником эпохи и в своей совокупности представляют собой яркий документ большого общественнолитературного значения.

Представление о духовном мире писателя того периода, когда он творил свои бессмертные романы, когда совершался перелом в его взглядах, будет неполным без знакомства с обширной и долголетней перепиской с Фетом, в которой оба писателя поверяли друг другу подробности своей творческой, душевной, а также семейной и даже помещичье-хозяйственной жизни. Переписка с Фетом, подобно переписке с писателями «Современника»,— это общение близких друзей, отношения которых не ограничиваются общественно-деловыми связями. Отсюда многообразие ее содержания, свободная и непринужденная манера изложения.

Иной характер приобретает корреспонденция Л. Н. Толстого начиная с 80-х годов, когда он стал широко известным писателем, автором произведений, принесших русской литературе мировую славу, а также религиознонравственных сочинений, привлекших к себе внимание русской интеллигенции. В эти годы инициатива письменных связей принадлежит чаще всего уже не Толстому. Литераторы, известные и неизвестные, обращаются к нему за ответом на сложные вопросы, которые выдвигала перед ними современность, ждут от него разъяснения тех сомнений, которые возникают у них при чтении его философских трактатов, жаждут узнать его мнение о своих произведениях.

В письмах Л. Н. Толстого проявилась его удивительная личность с ее внутренней самостоятельностью и независимостью, напряженностью творческой мысли, остротой реакции на явления общественной и идейной жизни, его чуткость и душевная щедрость, его высокая требовательность к себе и своим литературным соратникам.

В них с особой силой звучит мысль о том, что служение искусству требует от художника-творца высокого морально-интеллектуального уровня, чистоты нравственных побуждений, демократичности, беззаветной преданности людям труда, непримиримости ко всякой лжи, фальши, высокой принципиальности и честности в личных взаимоотношениях.

Его переписка с писателями — яркое свидетельство высокой культуры человеческих отношений, в которых главное — интересы родной литературы, ее будущее, ее честь.

В ноябре 1855 года Л. Н. Толстой приезжает в Петербург и знакомится с Некрасовым, Тургеневым и со всем многочисленным кругом литераторов, который группируется вокруг «Современника». Вначале все они подпадают под обаяние яркой, оригинальной, независимой личности молодого Толстого. Некрасов после первого проведенного с ним дня сообщает Боткину: «И уж наговорились. Милый, энергический, благородный юноша — сокол!., а может быть, и орел. Он показался мне выше своих писаний, а уж и они хороши». Однако вскоре многое в суждениях автора «Детства» начинает вызывать общее недоумение, а подчас и возмущение. Толстой, по словам Гончарова, не терпел «напускного или слепого... поклонения различным литературным авторитетам». У Толстого даже поклонение Жорж Санд, известной поборнице женского равноправия, вызывает яростный протест. Толстого коробит и тот культ Шекспира, который он встретил в кругу «Современника». Он объясняет, что «удивляться Шекспиру и Гомеру может лишь человек, пропитанный фразой».

И. С. Тургенев, в целом преклонявшийся перед талантом Л. Н. Толстого, перед «Детством», «Казаками», которыми за «их неподдельную красоту и поэзию» не переставал восторгаться всю свою жизнь, несколько скептически относился к склонности Толстого к «подробностям чувств». Поэтому вначале, читая «Войну и мир», он «попеременно то сердится, то восхищается». Ему кажется, что в романе «настоящего развития характеров нет... бездна старой психологической возни (что, мол, я думаю? что обо мне думают? люблю ли я или терпеть не могу,?)», и нравилось ему преимущественно «бытовое, описательное». Пройдут года, изменится мнение Тургенева о романе, и в письме к Абу он назовет его «великим произведением великого писателя».

Время внесло свои коррективы и во взаимные отношения писателей, стерло остроту разногласий. Толстой почувствовал, что «не имеет» к Тургеневу «никакой вражды», и в своем послании, написанном после семнадцатилетнего перерыва, выразил желание «установить» с ним дружеские отношения. И эти отношения установились.

Последнее письмо Тургенева, в котором он накануне смерти взывает к дорогому ему человеку и писателю о возвращении к литературной деятельности, это письмо навсегда останется примером великого бескорыстия, душевного величия, силы любви к Толстому, к русской литературе и своей родине.

После смерти И. С. Тургенева, известие о которой потрясло Л. Н. Толстого и причинило ему глубокую боль, он в письме к Пыпину высказал то главное, что думал об этом художнике. Он признавался, что «всегда его любил» и что «воздействие Тургенева на нашу литературу было самое хорошее и плодотворное».

В те годы, когда Л. Н. Толстой отошел от литературы, порвал с «Современником», отдалился от И. С. Тургенева, у него завязалась большая, длившаяся почти четверть века дружба с поэтом А. А. Фетом. Фет становится близким ему человеком, поверенным его дум, душевных переживаний, идейных исканий, творческих замыслов, остается единственным писателем, отношения с которым не только не прерываются, но, наоборот, укрепляются. После женитьбы Толстого эта дружба становится дружбой домами; Феты по дороге в Москву заезжают в Ясную Поляну, и в эти свидания Фет подолгу и о многом сокровенном беседует с Толстым. А в перерывах между редкими свиданиями они обмениваются частыми и иногда пространными посланиями. И в своих письмах постоянно подчеркивают внутреннюю близость, радуются тому, как глубоко и тонко чувствуют друг друга, как неоценима помощь друг другу в их творческой работе. Встреча Лескова и Толстого, двух больших художни-ков-реалистов, была плодотворной для обоих, и их дружеские послания — неоценимое тому свидетельство.

Горький бесконечно любит Толстого, которого называет «колоссальным человеком», изумляется его «необыкновенной творческой силище». Горький глубоко уверен: «Пушкин и он (Толстой) — нет ничего величественнее и дороже нам».

По статье С. Розановой в книге «Л. Н.
Толстой. Переписка с русскими писателями»

Вопросы и задания

  1. С какими известными Вам русскими писателями вел переписку Л. Н. Толстой?
  2. О чем шел разговор в этих письмах?
  3. Что меняется в переписке с 80-х годов?
  4. Как проявилась личность Толстого, его характер в переписке, по словам С. Розановой?
  5. О чем просит Л. Н. Толстого И. С. Тургенев в своем последнем письме к нему?
  6. Что сближало Фета и Толстого? Лескова и Толстого? Как оценивает Горький значение Толстого? Расскажите об этом.

 

Рейтинг@Mail.ru