Учебник для 8 класса

ЛИТЕРАТУРА

       

Ревизор (Комедия в пяти действиях)

На зеркало неча пенять, коли рожа крива.
Народная пословица

Действующие лица

    Антон Антонович Сквозник-Дмухановский - городничий.

    Анна Андреевна - жена его.

    Марья Антоновна - дочь его.

    Лука Лукич Хлопов - смотритель училищ.

    Жена его.

    Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин - судья.

    Артемий Филиппович Земляника - попечитель богоугодных заведений.

    Иван Кузьмич Шпекин - почтмейстер.

    Пётр Иванович Бобчинский,
    Пётр Иванович Добчинский - городские помещики.

    Иван Александрович Хлестаков - чиновник из Петербурга.

    Осип - слуга его.

    Христиан Иванович Гибнер - уездный лекарь.

    Фёдор Андреевич Люлюков,
    Иван Лазаревич Растаковский,
    Степан Иванович Коробкин - отставные чиновники, почтенные лица в городе

    Степан Ильич Уховёртов - частный пристав.

    Свистунов,
    Пуговицын,
    Держиморда - полицейские.

    Абдулин - купец.

    Февронья Петровна Пошлёпкина, слесарша.

    Жена унтер-офицера.

    Мишка - слуга городничего.

    Слуга трактирный.

    Гости и гостьи, купцы, мещане, просители.

Характеры и костюмы

Замечания для господ актёров.

Городничий, уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведёт себя очень солидно; довольно серьезен, несколько даже резонёр; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жёстки, как у всякого начавшего тяжёлую службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своём мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нём стриженые, с проседью.

Анна Андреевна, жена его, провинциальная кокетка, ещё не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей. Очень любопытна и при случае выказывает тщеславие. Берёт иногда власть над мужем потому только, что он не находится, что отвечать ей; но власть эта распространяется только на мелочи и состоит в выговорах и насмешках. Она четыре раза переодевается в разные платья в продолжение пьесы.

Хлестаков, молодой человек лет двадцати трёх, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, — один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде.

Осип, слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет. Говорит серьёзно, смотрит несколько вниз, резонёр и любит себе самому читать нравоучения для своего барина. Голос его всегда почти ровен, в разговоре с барином принимает суровое, отрывистое и несколько даже грубое выражение. Он умнее своего барина и потому скорее догадывается, но не любит много говорить и молча плут. Костюм его — серый или синий поношенный сюртук.

Бобчинский и Добчинский, оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга; оба с небольшими брюшками, оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками. Добчинский немножко выше и серьёзнее Бобчинского, но Бобчинский развязнее и живее Добчинского. Ляпкин - Тяпкин, судья, человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему даёт вес. Представляющий его должен всегда сохранять в лице своём значительную мину. Говорит басом, с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют.

Земляника, попечитель богоугодных заведений, очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всём том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив.

Почтмейстер, простодушный до наивности человек. Прочие роли не требуют особых изъяснений. Оригиналы их всегда почти находятся перед глазами.

Господа актёры особенно должны обратить внимание на последнюю сцену. Последнее произнесённое слово должно произвесть электрическое потрясение на всех разом, вдруг. Вся группа должна переменить положение в один миг. Звук изумления должен вырваться у всех женщин разом, как будто из одной груди. От несоблюдения этих замечаний может исчезнуть весь эффект.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru