Литература
8 класс

Для вас, любознательные

Предлагаем вам один из сюжетов для дискуссии на тему «Искусство и действительность». Он касается картины М.Ю. Лермонтова «Эльбрус на восходе солнца».

От натуры к образцу

Да, строить полотно по эскизам — приём довольно обычный. Нас же интересует, как Лермонтов их использовал.

Взяв за основу реальность, он не только сконцентрировал её черты. Он отбросил всё, что не соответствовало образу. Степь — вот что такое вершина Большого Бермамыта. «Дорога в степь» — названы на военных картах 30-х годов XIX века пути, ведущие на плоскогорье. И, право, если бы не глубокие балки и не жуткие обрывы, которые завершают плато Скалистого хребта к югу, оно ничем бы не отличалось от равнин Пятигорья.

Но разве романтический Кавказ — это степь? И Лермонтов попросту «отрезает» её, показав самый край плато, его страшные утёсы. Одновременно художник добавляет желательное. При этом мы не можем упрекнуть его: такого не бывает! Он резонно возразит: бывает! — указав на реальную деталь пейзажа в окрестностях.

Но, пожалуй, особенно показательна метаморфоза Эльбруса. Поскольку основные элементы взяты с Бермамыта, мы вынуждены согласиться, что заснеженный гигант на полотне — действительно Эльбрус. Но подчеркнём — особый, лермонтовский, как и всё остальное.

Эльбрус на восходе солнца

Эльбрус на восходе солнца. Картина М.Ю. Лермонтова. 1837-1838 гг.

Эльбрус — естественный ориентир в любой точке плоскогорья — меняет своё положение относительно ближних гор в зависимости от перемещения наблюдателя. Лихой наездник, который проносится из края в край многокилометрового плато, то спускаясь в котловины, то взбираясь на вершины, обнаруживает эту изменчивость в первую очередь.

Такова объективная предпосылка. Ну а цель художника?..

Чтобы изобразить реальный вид с Большого Бермамыта, требовался сильно вытянутый но горизонтали холст. Ровная линия плато; параллельно ей — столообразная вершина ближней горы и длинная цепь истовых пиков; над степью — пологие склоны далёкого Эльбруса, который отсюда кажется сравнительно невысоким. (Так впоследствии и построил своё полотно известный художник Н.А. Ярошенко, сохранив пропорции натуры.) Не ставя перед собой задачу сравнивать эти две работы, отметим лишь основное: Лермонтова-художника явно не удовлетворяли реальные пропорции пейзажа. Легендарная Шат-ropa должна быть гораздо выше всего остального в картине! Она должна быть гораздо круче! Она должна производить впечатление величия и оправдывать своим видом всеобщее поклонение...

И Лермонтов решительно перемещает гору, разворачивает и увеличивает её, уравновешивает свет и тень на склонах. При этом становятся проще контуры, отбрасываются ненужные детали. Происходит преобразование мира объективного в субъективный, реального прототипа в художественный тип.

Остаётся ли неизменным творческий метод Лермонтова-пейзажиста при переходе в иную сферу художественного творчества — в сферу слова?

Я.Л. Махлевич

Советуем прочитать

Вышеприведённый фрагмент взят из книги: Махлевич Я.Л. «И Эльборус на юге». М., 1991.

В ней есть ещё много интереснейших материалов о Лермонтове-художнике и о лермонтовских местах на Кавказе. Найдите эту книгу в библиотеке и ознакомьтесь с ней.

Не потеряла своего значения и знаменитая «Лермонтовская энциклопедия» (под ред. В.А. Мануйлова, М., 1981, переиздана в 1999), где в алфавитном порядке расположены статьи о произведениях поэта, его биографии и современниках, об истории изучения его творчества.

 

Рейтинг@Mail.ru