Литература
8 класс

Мотивы одиночества и изгнания в стихах А.С. Пушкина

Мотивы одиночества и изгнания пронизывают стихотворение «19 октября». Начинается оно великолепной картиной осенней природы, гармонирующей с настроением поэта. Образ осени возникает в зрительном восприятии благодаря введённому Пушкиным очень ёмкому слову — «увянувшее» (поле). Перед взором читателя возникает опустевшее после крестьянских трудов поле, на котором уже видны следы морозного утра: подёрнутая заморозками и пожухшая трава в серебристом инее. Слово это придаёт не только строке, но и всему стихотворению грустный опенок. И после этой строки идут соответствующим образом окрашенные слова поэта о самом себе. За счёт образов «пустынной кельи», вина, которое «осенней стужи друг», «горьких мук» усиливаются настроения грусти, одиночества.

Удивительна композиция стихотворения. Первая строфа — экспозиция, фон, создающий настроение для всего текста. Вторая строфа передаёт состояние самого поэта, и одновременно в ней раскрываются причины тоски и печали. Пушкин говорит об этом так: «со мною друга нет»; «вотще воображенье <...> товарищей зовёт»; «милого душа <...> не ждёт». Основная тональность стихотворения усиливается в третьей строфе, в которую врывается новый мотив — мотив мысленной встречи с друзьями-лицеистами («...на брегах Невы / Меня друзья сегодня именуют»). Нo чувство элегической грусти не исчезло. Более того, оно возрастает за счёт приёма градации: введения следующих друг за другом коротких вопросительных предложений, по сути являющихся риторическими вопросами о грустных событиях:

    Но многие ль и там из вас пируют?
    Ещё кого не досчитались вы?
    Кто изменил пленительной привычке?
    Кого от вас увлёк холодный свет?
    Чей глас умолк на братской перекличке?
    Кто не пришёл? Кого меж вами нет?

Ко всем лицеистам первого набора Пушкин обращается с взволнованным приветствием, в котором воспевает братский союз духовных единомышленников:

    Друзья мои, прекрасен наш союз!
    Он, как душа, неразделим и вечен —
    Неколебим,свободен и беспечен,
    Срастался он под сенью дружных муз.
    Куда бы нас ни бросила судьбина
    И счастие куда б ни повело,
    Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
    Отечество нам Царское Село.

В стихотворении есть строки, посвященные наиболее близким Пушкину товарищам-лицеистам. Поэт говорит о рано скончавшемся Н.А. Корсакове («Он не пришел, кудрявый наш певец»). Но мотив одиночества и смерти сменяется мажорными строками о смелом мореплавателе Ф.Ф. Матюшкине («Сидишь ли ты в кругу своих друзей»), радостными воспоминаниями о встрече в Михайловском с И.И. Пущиным («Ты усладил изгнанья день печальный»), о дружеской встрече на случайной дороге с известным уже дипломатом A.M. Горчаковым («Ты, Горчаков, счастливец с первых дней»), о приезде в Михайловское поэта А.А. Дельвига («Когда постиг меня судьбины гнев»). Закапчиваются воспоминания размышлением о В. К. Кюхельбекере, причём в этой строфе Пушкин не только передаёт отношение к поэзии Кюхельбекера, но и формулирует удивительное поэтическое понимание искусства в целом:

    Служенье муз не терпит суеты;
    Прекрасное должно быть величаво.

После этого тональность стихотворения стремительно меняется и из минорной переходит в мажорную с употреблением уже не риторических вопросов, а риторических восклицаний. Причина этого заключена в строках: «Предчувствую отрадное свиданье»; «Промчится год, и с вами снова я, / Исполнится завет моих мечтаний; / Промчится год, и я явлюся к вам!» И даже образ гонителя-царя уже передан не в гневном, а в уважительном тоне, ибо «он основал Лицей».

В финале стихотворения снова возникает мотив затворничества, но эмоционально он уже не гнетущ. Встреча с друзьями, даже мысленная, скрасила одиночество поэта.

Вопросы и задания

  1. Внимательно перечитайте стихотворение «19 октября». Обозначьте основные мотивы каждой строфы.
  2. Подберите синонимы к следующим словам и словосочетаниям: вотще, докучный, пленительная привычка, затворник опальный.
  3. Подумайте, для чего поэту в экспозиции стихотворения понадобилось описание грустного осеннего пейзажа.
  4. Назовите строки из стихотворения, которые стали крылатыми выражениями.
  5. Какие строки стихотворения выражают его художественную идею?

Живое слово

Представьте себе Пушкина в момент работы над стихотворением. Попытайтесь воссоздать его портрет устно.

 

Рейтинг@Mail.ru