Литература
8 класс

В мире художественного слова А. Т. Твардовского

Поэмы Твардовского запечатлели все важнейшие события середины XX века: коллективизацию, Великую Отечественную войну, стремительную индустриализацию Урала, Зауралья и Сибири после войны. Каждое из эпических полотен поэта - это особый мир и особый миг в жизни страны и её людей. Но при всём разнообразии тем и художественных средств есть в них нечто общее - образы дороги и движения.

Через всю Россию в поисках счастливой для крестьянина судьбы идёт герой поэмы «Страна Муравия» Никита Моргунок. Идёт он по деревенскому бездорожью, и оно, это бездорожье, - не только реальность, но и символ крестьянской доли во все века и времена. Никита Моргунок не странник, он мечтатель и искатель.

Через войну от западной границы и от столицы до Берлина С боями проходит солдат Василий Теркин. Это уже другой герой страны - боец-победитель. Он защищает Отечество: в атаке в полный рост с автоматом или вдавливаясь брюхом в безымянное болото, в неистовой схватке рукопашной или под бронёй танка. Он идёт на Запад в рядах победителей.

Мимо дома проходят бойцы к победе в поэме «Дом у дороги». Он станет символом России в тяжёлые годы борьбы за освобождение. «Дом» и «война» - несовместимые понятия. Все войны рано или поздно заканчиваются. Дом вечен. Проходят мимо дома солдаты, и дом зовёт их к миру.

Через всю страну едет лирический герой поэмы «За далью - даль», с радостью и гордостью наблюдая и оценивая трудовой подвиг народа-созидателя. Кто этот герой? Пассажир? Созерцатель? Пассажир - да. Все мы пассажиры в поезде времени. Только не каждый хочет осознавать, кула и зачем он едет. Созерцатель? Скорее, нет; он - живой участник дел живых. Радостно и гордо ему сознавать: в том, что создаётся, - результат и его жизни, и жизни его отца, и жизни Никиты Моргунка, и Василия Тёркина, и тех ребят в солдатской форме, что прошли мимо дома у дороги и ушли к победе и в бессмертие.

«За далью - дать» - это итог поэтического эпоса А.Т. Твардовского.

Вопросы и задания

  1. Особенностью поэтического языка поэмы является разговор-пая (иногда почти просторечная) лексика. Какова её роль?
  2. Приведите примеры различных строф в поэме. Чего достигает поэт, используя разные строфы?
  3. Какое значение для Твардовского имели отчие места, его малая родина? Подтвердите спои мысли фактами из автобиографии поэта и строчками поэмы.
  4. Одну из глав поэмы «За далью - даль» охарактеризуйте самостоятельно.
    • Перечитайте её.
    • Определите основную тему.
    • Какие образы, помогающие раскрыть тему, созданы поэтом?
    • Каковы композиция главы и её сюжет?
    • Отметьте наличие лирических отступлений, их место и темы.
    • Охарактеризуйте речь; обратите внимание на афористические выражения.
    • Особо на примере отдельных фрагментов остановитесь на системе изобразительных средств (тропы и фигуры в главе).
    • Определите стихотворный размер.
    • В качестве вывода может быть размышление об образе автора и его отношении к изображаемому.
  5. Подготовьте 2-3 вопроса по характеристике других глав поэмы.

Для вас, любознательные

Сибирь, как указывает сам поэт в автобиографии, воплощала в семье Твардовских мечту об обширной, плодородной земле, где можно было зажить «по-новому», без лишений и нужды: «Интерес и влечение к Сибири и Дальнему Востоку были у меня задолго до моих поездок в эти края, с отроческих лет под влиянием книг и отчасти переселенческих мечтаний и планов отца, то и дело возникавших у него в полном противоречии к своему загорьевскому имению».

В 30-е годы мысль о сибирских землях в творчестве поэта возникала в связи с патриархальным мифом русского крестьянина о свободных, вольных, плодородных просторах. Вновь обращается Твардовский к сибирской теме во второй половине 40-х - 50-е годы. Это обращение обусловлено социально-экономическими событиями в жизни страны: строительством гидроэлектростанций, перекрытием Ангары, возникновением новых городов.

Урал. Художник В.В. Переплётчиков. 1897 г.

Поэтическое освоение «иных краёв» связано не только с поэмой «За далью - даль», но и с «отпочковавшимися» от неё стихотворениями «Две Оки», «От Иркутска до Братска», «Разговор с Падуном», «Порог Падун», «Ещё о Сибири», «У Падуна», «Байкал», «В тайге Приморья». В стихотворениях этого цикла сильны элементы очерковости, следования за событием, фактом, для них характерно открытое выражение авторской позиции и риторика, что свойственно избранному поэтом жанру. В стихотворениях «сибирского никла» и поэме «За далью - даль» поэт даёт пейзажные зарисовки не только вечно прекрасной, суровой природы Сибири, но и той красоты, что рождается с приходом человека - преобразователя земли. По мысли поэта, «часть красы земной ушла, чтоб место дать иной». Признавая их равноценность, Твардовский не скупится на описание «иной красы»:

      В рассветный час во мгле сухой,
      Одетый инеем Сибири,
      Мост пробудился над рекой,
      Одной из самых славных в мире.

Однако осмысление поэтом сибирской темы в ходе развития его взглядов осложнялось. В поэмах «За далыо - даль», «Тёркин на том свете» возникает иной образ Сибири - Сибири каторжной, с её Александровским централом и страшными рядами безымянных могил:

      За черту из-за черты,
      С разницею малой,
      Область вечной мерзлоты
      В вечность их списала.

В данном случае образ Сибири начинает наполняться трагическим смыслом:

      ...Там - рядами по годам
      Шли в строю незримом
      Колыма и Магадан,
      Воркута с Нарымом.

Образ Сибири - образ достаточно неоднозначный в творчестве Твардовского. С одной стороны, это «газетная», «парадная» Сибирь эпохи «великих строек» и «преобразования мира». С другой - вольная, плодородная земля вековечной мечты среднерусского крестьянства. И она же - символ несвободы, подневольного труда, место ссылки и гибели миллионов:

      И как в иной таёжный угол
      Издалека вели сюда
      Кого приказ,
      Кого заслуга,
      Кого мечта,
      Кого беда....

Неоднозначность образа Сибири - яркое свидетельство развития мировоззрения поэта.

После уроков

  1. Организуйте книжную выставку произведений А.Т.Твардовского «О России - с болью и любовью».
  2. Проведите конкурс чтецов на тему «Судьба Отчизны». На нём могут быть прочитаны стихи: «Есть минуты, когда не тревожит...» А.А. Блока; «Мне мало нужно...» В.В. Хлебникова; «После вьюги» Б.Л. Пастернака; «Катюша» М.В. Исаковского; «Я знаю, никакой моей вины...» AT. Твардовского; «Весёлая песня» М.А. Светлова; «Слеги» А.А. Вознесенского; «Мне такою нравится земля...» Р.И. Рождественского; «Я не люблю» B.C. Высоцкого и др.

 

 

Рейтинг@Mail.ru