Учебник для 8 класса

ЛИТЕРАТУРА

       

В мире художественного слова М. В. Исаковского

Лирика М.В. Исаковского соединена с устной народной поэзией глубинными связями. Народные представления, приметы, склад и образ мыслей живут в поэтическом мироощущении Исаковского. Поэтому, читая его стихи, важно для более глубокого проникновения в тайны замысла видеть изнутри тот или иной образ, представлять не только прямое значение слова, но и формы его бытования в народно-поэтическом сознании. При осмыслении содержания стихотворного текста необходим принцип медленного, а чаще всего и возвратного, повторного чтения.

  1. Как вы думаете, где и когда происходит действие? С какой целью пришли «три ровесницы»?
  2. Высокий берег в народной поэтике - место любовного свидания. Вспомните фрагмент из стихотворения «Катюша»: «Выходи-ла на берег Катюша, / На высокий берег на крутой...» В стихотворении «Три ровесницы» крутизна берега не подчёркнута. Случайно ли это? Зато в этой же строфе есть другой «прозрачный» образ. Он «спрятан» в строках: «То сорвут они по веточке / С берёзки молодой...» Вспомните другие произведения русской поэзии. Какие ассоциации должна вызывать веточка молодой кудрявой березы?
  3. Девушки пробуют, «Тепла ль в реке вода...»; в другом месте стихотворения говорится, что «вдали туман лишь стелется...». Холодная вода и стелющийся туман, по народным поверьям, предвещают беду; тёплая вода и поднимающийся туман - радость. Так, может быть, и в самом деле «...только ради этого / И шли они сюда»? Зачем же М.В. Исаковскому понадобилось слово «будто»? И ещё: что же хотели узнать девушки, пробуя «тепла ль в реке вода»?
  4. Вчитайтесь ещё раз в строфу:

        А на небе нет ни месяца,
        Ни месяца, ни звёзд...
        И пошли обратно девушки,
        Обижены до слёз.

    Что означает «на небе нет ни месяца, / Ни месяца, ни звёзд»?

  5. Сделайте ещё один микровывод: почему же не пришли «мальчики-обманщики»? Где остались они? Что ещё раз с горечью и болью ощутили «три ровесницы»?
  6. Сформулируйте тему стихотворения М.В. Исаковского «Три ровесницы». Следуя примерно таким же путём, охарактеризуйте стихотворение М.В. Исаковского «Враги сожгли родную хату».

Для вас, любознательные

Познакомьтесь с фрагментами статьи А.Т. Твардовского «Поэзия Михаила Исаковского».

«Слова песен Исаковского это, за немногими исключениями, стихи, имеющие самостоятельное содержание и звучание, живой поэтический организм, сам собой как бы предполагающий ту мелодию, с которой ему суждено слиться и существовать вместе. Исаковский - не „автор текстов" и не „поэт-песенник", а поэт, стихам которого органически присуще начало песенности, что, кстати сказать, всегда было одной из характернейших черт-русской лирики.

Эта черта сближает Исаковского как автора популярнейших песен с классиками русской поэзии, Пушкиным, Лермонтовым, Некрасовым, стихи которых поются, что называется, через страницу. И среди них столько ставших широко известными народными песнями (тоже часто утратившими принадлежность именам своих великих авторов). Это поэтические произведения, созданные без обязательной их песенной предназначенности, но потом призвавшие к себе и музыкальную их интерпретацию. <...>

Слова лучших песен Исаковского содержательны, пусть даже это содержание забавное, шуточное, что, между прочим, не редкость и в народной песне, или раздумчиво-лирическое и трогательное. Но вершинные его вещи этого жанра, приобретшие широчайшую известность, поражают значительностью, сосредоточенностью и глубиной гражданской, патриотической мысли. <...>

Среди родных. Художник Е.М. Чепцов. 1945 г.

Удивительно послевоенное стихотворение Исаковского, тоже ставшее широко известной песней „Враги сожгли родную хату", сочетанием в ней традиционно-песенных, даже стилизованных приёмов с остросовременным трагическим содержанием. С какой немногословной и опять-таки негромогласной силой передана здесь в образе горького солдатского сиротства великая мера страдании и жертв народа-победителя в его правой войне против вражеского нашествия. <...>

Лирика Исаковского свидетельствует о цельности его душевного склада, о скромности и достоинстве, о добром, отзывчивом сердце, не склонном, однако, к сентиментальности, вернее, защищенном от неё врождённым чувством юмора. Личный облик поэта представляется в органическом единстве с его творчеством. <...>

Целостный дух и склад его поэзии, характеристические черты её формы как нельзя более близки духу и складу народного труженического характера, чуждого горлопанству и красносло-вию, более способного высказаться на деле, чем на словах, отнюдь не лишённого, однако, чувства юмора. <...>

Поэт обладает способностью даже в самой непритязательной на первый взгляд форме как бы ненароком отозваться на острые и глубоко существенные стороны народной жизни. Вот песенка - не песенка, лирическая зарисовка позднего гулянья „трёх ровесниц", поджидающих обещанной парнями встречи.

      А уж сумерки спускаются, -
      До дому не пора ль?
      И всё чаще три ровесницы
      Посматривают вдаль. .

Эту простенькую частушечного лада вещицу с её как бы шуточной интонацией можно по внешнему содержанию отнести и к довоенной поре, и к ещё более дальним временам сельской жизни. Но написана она в самом начале пятидесятых годов, когда ещё горькая намять войны сказывалась в особой горечи послевоенного деревенского девичества -- преизбытке невест и нехватке женихов. И стихи, в которых как будто и нет речи об этом, пронизаны болью за судьбы „ровесниц" с их сердечной обидой и робким упрёком:

      - Что ж вы, мальчики-обманщики,
      Забыли - не пришли?!

Так в незатейливой и почти что пасторальной форме „Трёх ровесниц" вмещается содержание, может быть, не меньшей жизненной остроты, чем в таком сильном стихотворении Исаковского послевоенных лет, как „Враги сожгли родную хату"...»

Вопросы и задания

  1. Какие черты поэзии М.В. Исаковского отмечены в статье А.Т. Твардовского?
  2. Какой образ Исаковского - поэта и человека - сложился у вас после чтения его стихотворений и биографических материалов о нём?

Советуем прочитать

Кошелев Я.Р. Живое наследие // Михаил Исаковский. Сто песен. Смоленск, 2000. С. 3-6.

После уроков

Подготовьте и проведите литературно-музыкальный вечер «Живое наследие» (песни М.В. Исаковского в моей семье и в моей стране).

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru