Литература
8 класс

Н. А. Заболоцкий

Некрасивая девочка

      Среди других играющих детей
      Она напоминает лягушонка.
      Заправлена в трусы худая рубашонка,
      Колечки рыжеватые кудрей
      Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
      Черты лица остры и некрасивы.
      Двум мальчуганам, сверстникам её,
      Отцы купили по велосипеду.
      Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
      Гоняют по двору, забывши про неё,
      Она ж за ними бегает по следу.
      Чужая радость так же, как своя,
      Томит её и вон из сердца рвётся,
      И девочка ликует и смеётся,
      Охваченная счастьем бытия.

      Ни тени зависти, ни умысла худого
      Ещё не знает это существо.
      Ей всё на свете так безмерно ново,
      Так живо всё, что для иных мертво!
      И не хочу я думать, наблюдая,
      Что будет день, когда она, рыдая,
      Увидит с ужасом, что посреди подруг
      Она всего лишь бедная дурнушка!
      Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
      Сломать его едва ли можно вдруг!
      Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
      Который в глубине её горит,
      Всю боль свою один переболит
      И перетопит самый тяжкий камень!
      И пусть черты её нехороши,
      И нечем ей прельстить воображенье, -
      Младенческая грация души
      Уже сквозит в любом её движенье.
      А если это так, то что есть красота
      И почему её обожествляют люди?
      Сосуд она, в котором пустота,
      Или огонь, мерцающий в сосуде?

1955

Вопросы и задания

  1. Сформулируйте основную мысль стихотворения Н.А. Заболоцкого.
  2. Найдите в тексте строки, в которых художественная идея выражена наиболее полно. Прочитайте их.
  3. Выучите наизусть стихотворение Н.А. Заболоцкого и подготовьте его для конкурса выразительного чтения.

После уроков

  • Подберите стихотворения и проведите час поэзии на тему «Что есть красота?..». Чтение стихотворений можно сопроводить подготовленными вами рассуждениями на эту тему.

 

 

Рейтинг@Mail.ru