Литература
8 класс

В художественном мире стихотворения Н. А. Заболоцкого

Стихотворение «Я не ищу гармонии в природе...» написано вскоре после возвращения Н.А. Заболоцкого в Москву.

      * * *

      Я не ищу гармонии в природе.
      Разумной соразмерности начал
      Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе
      Я до сих нор, увы, не различал.

      Как своенравен мир её дремучий!
      В ожесточённом пении ветров
      Не слышит сердце правильных созвучий,
      Душа не чует стройных голосов.

      Но в тихий час осеннего заката,
      Когда умолкнет ветер вдалеке,
      Когда, сияньем немощным объята,
      Слепая ночь опустится к реке,

      Когда, устав от буйного движенья,
      От бесполезно тяжкого труда,
      В тревожном полусне изнеможенья
      Затихнет потемневшая вода,

      Когда огромный мир противоречий
      Насытится бесплодною игрой, -
      Как бы прообраз боли человечьей
      Из бездны вод встаёт передо мной.

      И в этот час печальная природа
      Лежит вокруг, вздыхая тяжело,
      И не мила ей дикая свобода,
      Где от добра неотделимо зло.

      И снится ей блестящий вал турбины,
      И мерный звук разумного труда,
      И пенье труб, и зарево плотины,
      И налитые током провода.

      Так, засыпая на своей кровати,
      Безумная, но любящая мать
      Таит в себе высокий мир дитяти,
      Чтоб вместе с сыном солнце увидать.

1947

Природа, о которой мечтал писать Заболоцкий в своём заточении, вся состоит из противоречий - как жизнь. Эти противоречия не уменьшают величия. Не случайно третья, четвёртая и пятая строфы насыщены словом «когда», за которым следует описание успокоенности («Когда умолкнет ветер вдалеке»), иногда умиротворения - олицетворённое, очеловеченное («Когда огромный мир противоречий / Насытится бесплодною игрой...»). Образ «печальной природы» противопоставлен чуждой «дикой свободе», «где от добра неотделимо зло». Это сердце стихотворения, его основная художественная и человеческая мысль.

Что же не вызывает противоречия и отторжения? Созидание, труд. Употребляя градацию, Заболоцкий с каждой строкой усиливает значения именно этого начала в человеке, способного залечить душевные раны.

Для вас, любознательные

В уже цитированных воспоминаниях поэт Яков Хелемский писал: «В лирике последних лет Заболоцкий чаще всего говорит от своего имени. А если и прибегает к посредничеству, вместо пунктирных фигур в стихах возникают живые характеры, подтверждённые поступками. Некрасивую девочку мы узнаём и успеваем полюбить с первых же строк. Мы видим лицо дурнушки, видим её жалкую одежду и богатую бескорыстную душу. Девочка не произносит ни слова, нам неведомо её имя, но огонь, мерцающий в её душе, не угасает в нашей памяти...

Перечитайте другие стихи-портреты, созданные поздним Заболоцким. „Прохожий", „Жена", „Старая актриса", „В кино", „Это было давно", „Железная старуха", „После работы", „Поэт"... как удивительны и разнообразны судьбы! Как достоверны наблюдения».

Прочитайте стихи Н. Заболоцкого. Выберите одно из них, охарактеризуйте его самостоятельно. Примерное начало вам дано - строки Я. Хелемского.

 

 

Рейтинг@Mail.ru