Литература
8 класс

Вопросы и задания раннему творчествм М. Горького

  1. Подберите ключевые слова, с помощью которых устно нарисуйте портрет рассказчика.
  2. Дайте характеристику образу рассказчика и сопоставьте его с характером Шакро.
  3. Кажется ли вам правдоподобной история Шакро?
  4. Почему рассказчик решил помочь своему новому знакомому? Найдите ответ на этот вопрос в тексте и прочитайте его. Дайте свой комментарий.
  5. Чем принципиально разнятся взгляды Шакро и Максима? Кто из персонажей, с вашей точки зрения, прав? Почему?
  6. Какой предстаёт перед читателем жизнь на Кавказе в рассказах героя? Как вы думаете, достоверная ли это картина? Или взгляд героя субъективен?
  7. Как развивается конфликт в рассказе? Каково разрешение этого конфликта? Соответствует ли развязка вашим ожиданиям или расходится с ними?
  8. Прочитайте слова рассказчика. О чём они? Как все три фрагмента сязаны с идеей рассказа?

    «Это мой спутник... Я Moгy бросить его здесь, но не могу уйти от него, ибо имя ему - легион... Это спутник всей моей жизни... он до фоба проводит меня...»

    «А я под его говор думал о великом несчастии тех людей, которые, вооружившись новой моралью, новыми желаниями, одиноко уши вперёд и встречают на дороге своей спутников, чуждых им, неспособных понимать их... Тяжела жизнь таких одиноких! Они - над землёй, в воздухе... Но они носятся в нём, как семена добрых злаков, хотя и редко сгнивают в почве плодотворной...»

    «Он научил меня многому, чего не найдёшь в толстых фолиантах, написанных мудрецами, - ибо мудрость жизни всегда глубже и обширнее мудрости людей».

  9. Какова художественная роль пейзажных сцен в рассказе?
  10. Определите художественные средства, которые использованы в описаниях природы. Какие черты романтизма нашли отражение в пейзажных сценах? Проанализируйте один из фрагментов.

Для вас, любознательные

Рассказ «Мой спутник» написан М. Горьким в 1894 году и впервые был опубликован тогда же в «Самарской газете» в декабре месяце (с 11 по 31 декабря).

В основу положен один из эпизодов путешествия М. Горького пешком из Одессы в Тифлис осенью 1891 года с неким Цулукидзе, послужившим прототипом князя Шакро.

Рассказ включался во все собрания сочинений писателя.

Живое слово

Ознакомьтесь с высказываниями М. Горького о человеке и русском языке. Какое из них наиболее близко вам? Свой ответ аргументируйте.

* * *

«Я знаю русский народ и не склонен преувеличивать его достоинства, но я убеждён, я верю - этот народ может внести в духовную жизнь земли и нечто своеобразное и глубокое, нечто важное для всех».

«Никакая иная сила не делает человека великим и мудрым, как это делает сила труда, коллективного, дружного, свободного труда».

«По-моему, человек живёт, пока любит, а если он людей не любит, так зачем он нужен!»

«Превратить слово в дело гораздо труднее, чем дело в слово. Мало сказать: не делай так. Надо ещё прибавить: вот так делай». «Чем больше знает человек, тем он сильнее». «Правда всегда несколько обидна, но она же и полезна всегда». «Любовь - это желание жить».

* * *

«Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей».

«Наша речь преимущественно афористична, отличается своей сжатостью, крепостью».

«Нужно, чтоб слова изнутри человека, а не извне наклеивались на него. Это поймать надо, и, когда это будет поймано, тогда органичность произведения явится сама собой, явится язык сильный своей красочностью, потому что наш русский язык в высшей степени благодарен в этом отношении, ярок, удивительно чёток и компактен».

«Уместно будет напомнить, что язык создаётся народом. Деление языка на литературный и народный значит только то, что мы имеем, так сказать, „сырой" язык и обработанный мастерами. Первым, кто прекрасно понял это, был Пушкин, он же первый и показал, как следует пользоваться речевым материалом народа, как надобно обрабатывать его».

«Всякий материал - а язык особенно - требует тщательного отбора всего лучшего, что в нём есть, ясного, точного, красочного, звучного, и - дальнейшего, любовного развития этого лучшего».

«Я указываю на необходимость делать книги, орудия культурного воспитания, простым и точным языком, вполне доступным пониманию наших читателей. <...> Я возражаю против засорения нашего языка хламом придуманных слов и стою за чёткий образ».

«А писать нужно просто, как будто беседуя по душе с милейшим другом, с лучшим человеком, от которого ничего не хочется скрыть, который всё поймёт, всё оценит с полуслова. В простоте слова - самая великая мудрость, пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства в них на целые книги».

Темы для рефератов, сообщений, творческих работ

  1. Раннее творчество М. Горького: проблематика и художественные особенности.
  2. Герои ранних рассказов М. Горького (на примере одного из произведений).
  3. М. Горький о языке.
  4. Произведения М. Горького в живописи и киноискусстве.

После уроков

  1. Подготовьте материал для заочной экскурсии «От Нижнего Новгорода - по Руси», на которой представьте не только схему «хождений» М. Горького, но и книги, фотографии, газетные публикации о тех местах, где побывал писатель.
  2. Проведите конкурс на лучший вопрос к викторине «Биография М.Горького (1868-1917)».

Советуем прочитать

  • Басинский П. Горький. М., 2005 (ЖЗЛ).
  • Горький и его эпоха. [Сб. статей] М., 1989.
  • Спиридонова Л Л. М. Горький в жизни и творчестве. М., 2008.

 

 

Рейтинг@Mail.ru