Литература
8 класс

В мире художественного слова А.А. Фета

Стихотворения «Целый мир от красоты...» и «Учись у них - у дуба, у берёзы...» принадлежат к поздней лирике Фета. В них по-прежнему сохраняются замечательные признаки его поэзии - афористическая завершённость фразы, казалось бы, неуловимая, почти неосязаемая красота поэтического образа, но к этому времени лирика поэта наделяется новыми качествами. Фета теперь в большей степени занимает не мимолётная картина природы, не только, а может быть, и не столько чувство лирического персонажа. Его лирика становится поэзией глубоких раздумий и обобщений, выраженных по-прежнему в небольших по объёму и очень ёмких поэтических строках.

Прочитайте первую строфу стихотворения «Целый мир от красоты...». Может показаться, что здесь нарушены какие-то грамматические связи, отсутствуют грамматические закономерности. Стихи с первых сочетаний, сцеплений слов захватывают сознание и внимание читателя главной мыслью, основной темой: «мир от красоты», и в конце строфы содержится первый вывод: «от велика и до мала» «мир от красоты» бесконечен.

Эта мысль развивается во второй строфе стихотворения: «век», не говоря уже о «дне», - сущая малость перед этой бесконечностью. И наконец, в заключительных двух строках появляется то, во имя чего стихотворение и написано: два понятия - «человек» и «человечно». Человек, как «день» и как «век», сиюминутен, но если он как частица мира, - «от красоты», то это навсегда, это «вечно» и потому - «человечно». Удивительным образом вечность скрывается в человечности, и это не только игра слов, по и глубокая мысль.

Особенностью образной системы стихотворения является отсутствие привычных средств художественной выразительности - нет эпитетов, метафор, явных сравнений. Всё это «спрятано» внутри и должно быть вызвано к жизни чутким ухом и острым зрением читателя. Очевидны только риторический вопрос и афористический ответ на него во второй строфе.

  1. В какой фразе стихотворения «Целый мир от красоты...» выра-жена художественная идея?
  2. Постарайтесь найти свои средства художественной выразительности, чтобы ответить на вопрос: «Что такое день иль век 11еред тем, что бесконечно?»
  3. Мысль Фета «То, что вечно, - человечно» - это философская и человеческая позиция. Приведите примеры из жизни (или из искусства), подтверждающие справедливость сказанного Фетом.

Второе стихотворение относится скорее не к философской лирике отвлечённых обобщений, а к медитативной - так называют стихотворения-размышления, стихотворения-раздумья, вызванные непосредственными впечатлениями или созерцанием картин природы.

Ключом к пониманию стихотворения служит указание на время его создания: 31 декабря 1883 года. Это последний день накануне Нового года, может быть, не день даже, а новогодняя ночь. В эти часы перед человеком пробегает минувшее: и прожитый год, и прошедшая жизнь.

  1. Определите тему стихотворения «Учись у них - у дуба, у берёзы...».
  2. Вчитайтесь в первую строфу. Какие слова в ней являются наиболее значимыми, ключевыми? Почему «застывшие слёзы» на коре берёзы и дуба - «напрасные»?
  3. Первая строфа - это лирика природы. Угадывается ли в её строе не только «зимний пейзаж», но человек с его переживаниями, его внутренним состоянием? Обоснуйте своё мнение.
  4. Зная биографию поэта, «расшифруйте», объясните последнюю строку второй строфы.
  5. Какова идея стихотворения? Прочитайте фрагмент, в котором она наиболее ярко выражена.
  6. Остаётся ли настрой стихотворения трагическим или меняется по ходу развития лирического сюжета? Если меняется, то как?
  7. Определите средства художественной выразительности, которые вводит поэт в стихотворение, и их функции.

После уроков

Подготовьте литературный вечер «Стихи и песни о Родине и родной природе поэтов XIX века». Возможные произведения для вечера:

  • Н.И. Гнедич «Осень».
  • П.А. Вяземский «Берёза», «Осень».
  • А.Н. Майков «Весна! Выставляется первая рама...».
  • А.Н. Плещеев «Отчизна».
  • Н.П. Огарёв «Весною», «Осенью».
  • И.З. Суриков «После дождя».
  • А.К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает...».
  • И.Ф. Анненский «Сентябрь», «Зимний романс».

 

 

Рейтинг@Mail.ru