Литература
7 класс

Антон Павлович Чехов

Чехов

1860 — 1904

    ...Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни.

М. Горький

Антон Павлович Чехов родился в городе Таганроге. Его дед — крепостной, откупившийся на волю. Отец — мещанин, владевший бакалейной лавкой. «Антон Павлович только издали видел счастливых детей, но сам никогда не переживал счастливого, беззаботного и жизнерадостного детства, о котором было бы приятно вспомнить, пересматривая прошлое. Семейный уклад сложился для писателя так неудачно, что он не имел возможности ни побегать, ни порезвиться, ни пошалить. На это не хватало времени, потому что все свое свободное время он должен был проводить в лавке. Кроме того, на всем лежал отцовский запрет; бегать нельзя было потому, что „сапоги побьешь"; шалить запрещалось оттого, что „балуются только уличные мальчишки"; играть с товарищами — пустая и вредная забава: „товарищи бог знает чему научат..."» — вспоминал брат писателя Александр Павлович Чехов.

Скудная торговля отца не покрывала расходов большой семьи, он разорился, принужден был объявить себя банкротом, вскоре переехал в Москву. А. П. Чехову, учившемуся с 1868 года в гимназии, пришлось с 6 класса вести самостоятельную жизнь, зарабатывая деньги уроками. В гимназии пишет юмористические сценки, очерки, пьесы. В 1879 году он поступил на медицинский факультет Московского университета, который закончил в 1884 году. С 1880 года его произведения начинают появляться в печати под псевдонимом Антоша Чехонте1.

В последующее время Чехов пишет медицинскую диссертацию, занимается врачебной практикой, чаще всего бесплатной, совершает поездку на о. Сахалин, активно участвует в помощи голодающему населению.

Короткая жизнь писателя — всего 44 года — целиком была наполнена работой. В 1884 году вышла из печати его первая книга рассказов. Неподдельное веселье, остроумие, сжатость и силу изображения отметят современники в произведениях писателя. «После выхода в свет „Пестрых рассказов" (это вторая книга, изданная в 1887 году) имя Антона Павловича Чехова сразу стало известным...» — вспоминал В. Г. Короленко.

В 1892 году Чехов покупает имение Мелихово под Москвой. Здесь он наблюдает жизнь крестьян и ведет среди них большую общественную работу (в качестве врача, попечителя школы). «Если я литератор, то мне нужно жить среди народа, а не на Малой Дмитровке», — пишет он в эти годы. Быстро развивающийся туберкулезный процесс заставил писателя поселиться в Ялте. В 1904 году он уехал лечиться в Германию, где и умер.

Неустанны поиски писателя — это рассказы, водевили, объявления и рекламы, театральные рецензии и пьесы, анекдоты и подписи к рисункам, сценки и очерки. Он сам шутливо признавался: «Кроме стихов и доносов, я все перепробовал». В творчестве раннего Чехова преобладает юмор. Его сатира, в сравнении с Салтыковым-Щедриным, отличается, как правило, мягкостью. Одна из причин этого — в перенесении основной вины при изображении «маленьких людей» на социальные обстоятельства, в осознании тяжести, нелепости самих условий жизни, определяющих ложное, недостойное поведение «маленьких людей». Но комизм приобретает злость, бьющий наповал сарказм, когда писатель рисует власть имущих особ.

Писатель избегает отступлений, его рассказы всегда кратки. Он говорил: «В маленьких рассказах лучше недосказать, чем пересказать». Чехов неравнодушен к внешней детали. Так, например, перемены внутреннего состояния полицейского надзирателя Очумелова в новелле «Хамелеон» показываются им посредством такой внешней детали, как приказание то снять, то надеть на него пальто.

Искрящийся юмор, громкий смех, сопутствующий ранним произведениям Чехова, все чаще сменяется постановкой наиболее важных нравственных вопросов.

Новаторство Чехова проявилось в умении просто, точно и предельно кратко изображать правду обыденной жизни, так что за смешными мелочами быта, за анекдотическими ситуациями раскрывался глубокий смысл...

А. И. Ревякин


    1 Антоша Чехонте — псевдоним писателя. Вот как он появился: преподаватель Закона Божьего Таганрогской гимназии Покровский любил переиначивать фамилии учеников.

      — А ну-ка, Антоша Чехонте, посмотрим, как ты знаешь Священную историю, — не раз обращался он к гимназисту Чехову... Подпись «Антоша Чехонте» стояла в течение многих лет под юморесками в «Стрекозе», «Осколках», «Будильнике».

Из воспоминаний о Чехове

Бесчисленны высказывания писателей о Чехове. Приведем некоторые из них и постараемся понять, что ценили в его творчестве профессиональные литераторы.

...Благодаря своей искренности Чехов создал новые, совершенно новые, по-моему, для всего мира формы писания, подобных которым я не встречал нигде. Его язык удивителен. Я помню, что когда я первый раз начал читать Чехова, то сначала он показался мне каким-то странным, как бы нескладным. Но как только я вчитался, так этот язык и захватил меня...

Л. Н. Толстой

...А. П. [Чехов] делился со мной наблюдениями над своим творческим процессом. Меня особенно поразило то, что он подчас, заканчивая абзац или главу, особенно старательно подбирал последние слова по их звучанию, ища как бы музыкального завершения предложения.

Г. И. Россолимо

Прост, точен и скуп на слова был он даже в обыденной жизни. Словом он чрезвычайно дорожил. ...Писателя в его речи не чувствовалось, сравнения, эпитеты он употреблял редко, а если и употреблял, то чаще всего обыденные, и никогда не щеголял ими, никогда не наслаждался своим удачно сказанным словом.

И. А. Бунин

* * *

Он был гостеприимен... Хлебосольство у него доходило до страсти. Стоило ему поселиться в деревне, и он тотчас же приглашал к себе кучу гостей. Многим это могло показаться безумием: человек только что выбился из многолетней нужды, ему приходится таким тяжким трудом содержать всю семью — и мать, и брата, и сестру, и отца,— у него нет ни гроша на завтрашний день, а он весь свой дом, сверху донизу, набивает гостями, и кормит их, и развлекает, и лечит!

Звал он к себе всегда весело, бравурно, игриво, затейливо, словно отражая в самом стиле своих приглашений атмосферу молодого веселья, которая окружала его...

«Ненавижу Вас за то, что Ваш успех мешает Вам приехать ко мне», — писал он одному из приятелей.

«Какие муки мы должны будем придумать для Вас, если Вы к нам не приедете?»...

Изобилие кипящих в нем творческих сил поражало всякого, с кем он в то время встречался...

— Знаете, как я пишу свои маленькие рассказы? — сказал он Короленко, когда тот только что познакомился с ним. — Вот.

Он оглянул стол, взял в руки первую попавшуюся на глаза вещь — это оказалась пепельница, — поставил ее передо мной и сказал:

— Хотите — завтра будет рассказ... Заглавие «Пепельница»...

Всех изумляла тогда именно эта свобода и легкость, с которой бьющая в нем через край могучая энергия творчества воплощалась в несметное множество бесконечно разнообразных рассказов... С самой ранней юности — лет десять, двенадцать подряд Чехов работал, как фабрика, не зная ни минуты простоя, выбрасывая горы продукции... он создавал их без натуги, чуть не ежедневно, один за другим: и «Орден», и «Хирургию», и «Канитель», и «Лошадиную фамилию», и мириады других произведений, и в каждом из них... живет его неумолкающий хохот.

К. И. Чуковский

Вопросы

  1. Как сочеталась литературная деятельность Чехова с его врачебной практикой, общественной деятельностью попечителя школы?
  2. Каким человеком предстает перед нами Чехов, какие особенности его творческой манеры отмечают в своих воспоминаниях писатели?

 

 

Рейтинг@Mail.ru