Литература
7 класс

Читатели Лермонтова о своих впечатлениях

Известно, что замечательный русский писатель Иван Бунин хотел написать о Лермонтове, но мечта его не сбылась. Однако остались его высказывания о поэте: «Просто представить себе нельзя, до какой высоты этот человек поднялся бы, если б не погиб двадцати семи лет». Он часто повторял, читая лермонтовские стихи: «Как необыкновенно! Ни на Пушкина и ни на кого не похоже! Изумительно, другого слова нет».

Русский поэт и философ Д. С. Мережковский пишет так о своем отношении к Лермонтову.

«...Почему приблизился к нам Лермонтов? Почему вдруг захотелось о нем говорить?

Рассказывают, будто бы у Лермонтова был такой тяжелый взгляд, что на кого он смотрел пристально, тот невольно оборачивался. Не так ли мы сейчас к нему обернулись невольно?

Стихи его для нас как заученные с детства молитвы. Мы до того привыкли к ним, что уже почти не понимаем. Слова действуют помимо смысла.

Помню, когда мне было лет 7—8, я учил наизусть „Ангела" из старенькой хрестоматии с истрепанным зеленым корешком. Я твердил: „По небу полуночи", не понимая, что „полуночи" родительный падеж от „полночь"; мне казалось, что это два слова: „по" и „луночь". Я видел картину, изображавшую ангела, который летит по темно-синему, лунному небу: это и была для меня „луночь". Потом узнал, в чем дело; но до сих пор читаю: „по небу, по луночи", бессмысленно, как детскую молитву.

      Есть сила благодатная
      В созвучьи слов живых,
      И дышит непонятная,
      Святая прелесть в них.

Я также узнал, что нельзя сказать: „Из пламя и света", а надо: из пламени. Но мне нравилась эта грамматическая ошибка: она приближала ко мне Лермонтова.

Потом, в 12—13 лет, я уже для собственного удовольствия учил его наизусть. Переписывал „Мцыри" тщательно, в золотообрезную тетрадку, и мне казалось, что эти стихи я сам сочинил.

Пушкина я тогда не любил: он был для меня взрослый; Лермонтов такой ребенок, как я.

      В то утро был небесный свод
      Так чист, что ангела полет
      Прилежный взор следить бы мог.

Вот чего Пушкин не сказал бы ни за что. Взор его был слишком трезв, точен и верен действительности. Он говорит просто:

      Последняя туча рассеянной бури,
      Одна ты несешься по ясной лазури...

Но эта пушкинская „ясная лазурь", по сравнению с бездонно-глубоким лермонтовским небом, казалась мне плоской, как голубая эмаль.

С годами я полюбил Пушкина, понял, что он велик больше, чем Лермонтов. Пушкин оттеснил, умалил и как-то обидел во мне Лермонтова: так иногда взрослые нечаянно обижают детей. Но где-то в самой глубине души остался уголок, не утоленный Пушкиным.

Я буду любить Пушкина, пока я жив; но когда придет смерть, боюсь, что это примирение:

      И пусть у гробового входа
      Младая будет жизнь играть,
      И равнодушная природа
      Красою вечною сиять, —

покажется мне холодным, жестоким, ничего не примиряющим — и я вспомню тогда детские молитвы, вспомню Лермонтова.

Не потому ли уже и теперь, сквозь вечереющий пушкинский день, таинственно мерцает Лермонтов, как первая звезда.

Пушкин — дневное, Лермонтов — ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами — созерцанием и действием...»

* * *

Прочитайте стихотворения «Молитва», «Ангел» и «Когда волнуется желтеющая нива...». Какими настроениями они наполнены? Какие «краски», литературные приемы использует поэт, чтобы передать эти настроения читателям? Помогают ли они вам понять признания Д. С. Мережковского и И. А. Бунина?

Молитва

      В минуту жизни трудную
      Теснится ль в сердце грусть:
      Одну молитву чудную
      Твержу я наизусть.

      Есть сила благодатная
      В созвучьи слов живых,
      И дышит непонятная,
      Святая прелесть в них.

      С души как бремя скатится,
      Сомненье далеко —
      И верится, и плачется,
      И так легко, легко...

Ангел

      По небу полуночи ангел летел,
      И тихую песню он пел;
      И месяц, и звезды, и тучи толпой
      Внимали той песне святой.

      Он пел о блаженстве безгрешных духов
      Под кущами райских садов;
      О Боге великом он пел, и хвала
      Его непритворна была.

      Он душу младую в объятиях нес
      Для мира печали и слез;
      И звук его песни в душе молодой
      Остался — без слов, но живой.

      И долго на свете томилась она,
      Желанием чудным полна;
      И звуков небес заменить не могли
      Ей скучные песни земли.

      * * *

      Когда волнуется желтеющая нива,
      И свежий лес шумит при звуке ветерка,
      И прячется в саду малиновая слива
      Под тенью сладостной зеленого листка;

      Когда росой обрызганный душистой
      Румяным вечером иль утра в час златой,
      Из-под куста мне ландыш серебристый
      Приветливо качает головой;

      Когда студеный ключ играет по оврагу
      И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
      Лепечет мне таинственную сагу
      Про мирный край, откуда мчится он, —

      Тогда смиряется души моей тревога,
      Тогда расходятся морщины на челе, —
      И счастье я могу постигнуть на земле,
      И в небесах я вижу Бога...

Вопросы и задания

  1. Какие переживания, связанные с красотой природы, передает поэт в стихотворении «Ангел» (блаженства, полноты жизни)?
  2. Какие чувства вызывает в поэте молитва («созвучье слов живых») в стихотворении «Молитва»?
  3. Когда и почему в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива...» «смиряется души тревога» у поэта? Что делает его счастливым?
  4. Что заинтересовало вас в воспоминаниях и высказываниях о Лермонтове? Подготовьте эссе или развернутый ответ на этот вопрос, выразительное чтение одного стихотворения наизусть.

Литература, живопись, скульптура

  • Рассмотрите репродукцию портрета Лермонтова, фотографию памятника поэту, расскажите о своих впечатлениях.

Развивайте дар слова

  1. Прочитайте начало «Песни... про купца Калашникова». На какие произведения фольклора похожи напевные интонации этого произведения? Характерны ли они для русской речи?
  2. Среди иллюстраторов «Песни... про купца Калашникова» есть знаменитые художники (И. Билибин, В. Васнецов, Б. Кустодиев). Кто из них, по вашему мнению, вернее передал быт, одежду, характеры героев?
    Какой вам представляется сцена боя? К какому изображению она ближе?
  3. Как вы понимаете словосочетания: «православный народ ею тешился»; «Опостыли мне кони легкие, Опостыли наряды парчевые»; «Твоему горю пособить постараюся»; «Заря алая подымается»; «лепечет мне таинственную сагу»; «внимали той песне святой»; «есть сила благодатная»?
  4. Подготовьте программу вечера, посвященного Лермонтову.

 

 

Рейтинг@Mail.ru