Литература
7 класс

Борис Леонидович ПАСТЕРНАК
1890 - 1960

Борис Леонидович Пастернак родился в Москве. Его отец — известный художник Л. О. Пастернак, мать — пианистка Р. И. Кауфман. Детские годы поэта протекали в атмосфере искусства — музыки, литературы. Еще в пору детства и ранней юности неизгладимое впечатление на него произвели немецкий поэт Райнер-Мария Рильке, писатель Лев Толстой, композитор Скрябин. Впоследствии он придавал определяющее значение в формировании своего духовного облика именно этим первым встречам с миром большого творчества, с художественной гениальностью. К ним присоединилось позднее столь же личное, обостренно-биографическое восприятие лирики Блока и знакомство с Маяковским.

Первое творческое пристрастие и увлечение Пастернака всецело отдано музыке. В 1909 году он поступает на историко-филологический факультет Московского университета, едет в Германию и один семестр учится в Марбургском университете, посещает Швейцарию, Италию. В 1908— 1909 годах у Пастернака пробуждается интерес к современной поэзии. Он принимает участие в поэтическом кружке, пробует силы в литературной работе. С 1913 года поэтическое искусство становится главным и постоянным делом его жизни.

Появление книги «Сестра моя — жизнь» в 1922 году выдвинуло его в ряд видных мастеров современного стиха. С этой книги начинается Пастернак как вполне самобытное поэтическое явление.

Он работает над историко-революционными поэмами «Девятьсот пятый год», «Лейтенант Шмидт», романом в стихах, переводит грузинских поэтов, Шекспира, Гёте, Шиллера, Рильке и др. В начале 1941 года начинается полоса творческого подъема, появляется ряд первоклассных стихотворений, вошедших в книгу «На ранних поездах». Отсюда протягиваются прямые связи к лирике Пастернака конца 40—50-х годов XX века, увенчавшей его жизненный путь. Искусство в его понимании — непрестанная самоотдача:

      Цель творчества — самоотдача,
      А не шумиха, не успех.
      Позорно, ничего не знача,
      Быть притчей на устах у всех...

В творческой лаборатории Б. Л. Пастернака

Центральное место в лирике Пастернака принадлежит природе. Рассказывая о веснах и зимах, о дождях и рассветах, Пастернак повествует о природе самой жизни, мирного бытия, исповедует веру в жизнь, которая, как нам кажется, главенствует в его поэзии и составляет ее нравственную основу. Удивление перед чудом существования — вот поза, в которой застыл Пастернак, навсегда пораженный, завороженный своим открытием: «опять весна». От его пейзажей веет свежестью, здоровьем. У Пастернака природа приобретает все черты индивидуального лица. Мы привыкли к тому, что «дождь идет», а теперь узнаем: «Скорей со сна, чем с крыш; скорей забывчивый, чем робкий, топтался дождик у дверей...» У пейзажей Пастернака есть свой нрав, симпатии, излюбленные развлеченья — тучи играют в горелки, гром занимается фотографией, ручьи поют романс. Его пейзаж наделяется даже портретными чертами:

      И лес шелушится, и каплями
      Роняет струящийся пот.

Поэзия Пастернака насквозь метафорична. Метафора в его поэтике выполняет прежде всего связующую роль. При чтении его стихов подчас возникает иллюзия, что автора нет и в помине, что он отсутствует даже как рассказчик, как свидетель, видевший все то, что здесь изображено. Природа объясняется от собственного имени:

      ...В раскрытые окна на их рукоделье
      Садились, как голуби, облака.
      Они замечали: с воды похудели
      Заборы — заметно, кресты — слегка.

Если Маяковский и Цветаева хотят говорить на весь мир от своего лица, то Пастернак предпочитает, чтобы мир говорил за него и вместо него: «не я про весну, а весна про меня», «не я про сад, а сад про меня».

Это единение с природой, без свидетелей, придает стихам Пастернака особую интимность и подлинность.

По статье А.Д.Синявского

* * *

      Никого не будет в доме,
      Кроме сумерек. Один
      Зимний день в сквозном проеме
      Незадернутых гардин.

      Только белых мокрых комьев
      Быстрый промельк маховой.
      Только крыши, снег и, кроме
      Крыш и снега, — никого.

      И опять зачертит иней,
      И опять завертит мной
      Прошлогоднее унынье
      И дела зимы иной.

      И опять кольнут доныне
      Неотпущенной виной,
      И окно по крестовине
      Сдавит голод дровяной.

      Но нежданно по портьере
      Пробежит вторженья дрожь.
      Тишину шагами меря,
      Ты, как будущность, войдешь.

      Ты появишься у двери
      В чем-то белом, без причуд,
      В чем-то впрямь из тех материй,
      Из которых хлопья шьют.

      Июль

      По дому бродит привиденье.
      Весь день шаги над головой.
      На чердаке мелькают тени.
      По дому бродит домовой.

      Везде болтается некстати,
      Мешается во все дела,
      В халате крадется к кровати,
      Срывает скатерть со стола.

      Ног у порога не обтерши,
      Вбегает в вихре сквозняка
      И с занавеской, как с танцоршей,
      Взвивается до потолка.

      Кто этот баловник-невежа
      И этот призрак и двойник?
      Да это наш жилец приезжий,
      Наш летний дачник, отпускник.

      На весь его недолгий роздых
      Мы целый дом ему сдаем.
      Июль с грозой, июльский воздух
      Снял комнаты у нас внаем.

      Июль, таскающий в одёже
      Пух одуванчиков, лопух,
      Июль, домой сквозь окна вхожий,
      Всё громко говорящий вслух.

      Степной нечесаный растрепа,
      Пропахший липой и травой,
      Ботвой и запахом укропа,
      Июльский воздух луговой.

Вопросы и задания

  1. Подготовьте пересказ статьи о жизни и творчестве Б. Л. Пастернака.
  2. Прочитайте стихотворения Пастернака. Подумайте: о чем говорит поэт строчками «не я про весну, а весна про меня», «не я про сад, а сад про меня»? Подтвердите свой ответ цитатами из стихотворений.
  3. Подготовьте выразительное чтение стихотворений. Одно из произведений Пастернака о родной природе выучите наизусть, подчеркнув при чтении метафоричность.

Обогощайте свою речь

  1. Как вы понимаете строки стихотворения Б. Л. Пастернака: «Только белых мокрых комьев / Быстрый промельк маховой...»; «И опять зачертит иней...»?
  2. Вызывает ли у вас природа в стихотворениях Пастернака удивление, восхищение? Создается ли у вас впечатление, что природа «объясняется от своего имени»?

 

 

Рейтинг@Mail.ru