Литература
6 класс 2 ч

Кайсын Шуваевич Кулиев
1917 - 1985

Балкарский поэт Кайсын Шуваевич Кулиев родился в ауле Эл-Тюбю, расположенном в верховьях живописного Чегемского ущелья, в семье скотовода и охотника. Талантливый ребенок с детства проявлял артистические и поэтические способности. Восемнадцатилетним юношей приезжает он в Москву и поступает в Институт театрального искусства (ГИТИС). Кулиев имел счастье слушать стихи в исполнении таких выдающихся артистов, как В. Качалов, Л. Леонидов, М. Тарханов, И. Москвин. Будучи студентом ГИТИСа, он перевёл на балкарский язык стихотворения М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина, драмы французского драматурга XVII века Ж.-Б. Мольера.

Интерес к поэзии привёл Кулиева на вечернее отделение Литературного института. Первый его поэтический сборник под названием «Привет, утро» вышел в 1940 году. Героями стихов Кулиева стали труженики-горцы: чабаны, кузнецы, табунщики. Его стихи о природе отличаются сочетанием спокойных зарисовок родных пейзажей и описаний грозных стихий природы.

С первых дней войны Кулиев отправляется на фронт. Суровость войны не ожесточила душу поэта-лирика, чьи стихи печатались во фронтовой газете. В 1944 году Кулиев был демобилизован, но возвратиться на родную землю не мог, потому что его народ был выслан в Среднюю Азию. За годы работы в Союзе писателей Киргизии Кулиев создаёт цикл стихов о прошлом своей родины («Над старой книгой горских песен», «Трава растёт», «Жизнь»). В 1956 году поэт возвращается на балкарскую землю, и начинается самый плодотворный период его творчества. В своих книгах стихов — «В доме друзей», «Мои соседи», «Хлеб и роза» — поэт мечтает о совершенном мире, о торжестве света и добра. В «Чегемской поэме» (1980) поэт выразил свое отношение к мужественным землякам-труженикам, рассказал о местах, любимых им с детства.

Р. 3. Хайруллин

      * * *

      Когда на меня навалилась беда
      И шёл я по отчему краю,
      «Отдай свою боль мне», — сказала вода,
      По горному склону стекая.

      Сказала мне высь: «Обернись к небесам,
      И в сердце растает тревога».
      «Спокойно иди, я тебя не предам!» —
      Тихонько шуршала дорога.

      «Взгляни на мои голубые снега», —
      Чуть слышно гора мне шептала.
      «Приляг на траву», — поманили луга.
      Прилёг я, и легче мне стало.

      И стало всё просто, и понял я вдруг —
      Иного не надо мне рая,
      А только б дорога, да речка, да луг,
      Да небо родимого края.

      * * *

      Каким бы малым ни был мой народ,
      Он всё равно меня переживёт,
      И будет жив мой край, гнездо в котором
      И белый голубь вьёт, и чёрный ворон.

      Я верую, что будет жить, как жил,
      Мой малый род, чьё мужество, бывало,
      И мужество и силу возвращало
      Мне, потерявшему остаток сил.

      В долинах будет созревать пшеница,
      Как прежде, будут пахари трудиться,
      И будет в небесах всходить луна,
      И зимними ночами будет сниться
      Уставшим людям близкая весна.

      И пусть потом иные песни сложат,
      Но всё же люди, прошлое ценя,
      Те песни тоже будут петь, быть может,
      Что пели и при мне и до меня.

      И что с тобой, народ мой, ни случится,
      Я знаю, будет жив язык родной,
      В звучании которого продлится
      Моя судьба и век недлинный мой.

      С тобою, мой народ, должник твой вечный,
      Ни дня я в жизни не был одинок
      И сотворил за век свой быстротечный
      Хоть и немногое, но все, что мог.

Размышляем о прочитанном

  1. Стихотворение Кайсына Кулиева о Родине начинается словами «Когда на меня навалилась беда...». Как вы думаете, почему у человека в особенно сложных, трудных ситуациях обостряется чувство Родины?
  2. Как Родина помогает герою стихотворения преодолеть беду?
  3. Какой художественный приём использует поэт, говоря: «тихонько шуршала дорога», «поманили луга», «сказала вода»?
  4. Какие качества родного народа Кайсын Кулиев считает постоянными, переходящими из поколения в поколение?
  5. Почему поэт считает себя вечным должником своего народа?

Творческое задание

Как вы думаете, почему, размышляя о судьбе народа, поэт особо говорит о родном языке? Почему, пока жив язык, жив народ? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос.

 

 

Рейтинг@Mail.ru