Литература
5 класс

Размышляем о прочитанном

  1. Сравните стихотворения А. Плещеева и Ф. Тютчева, посвященные весне, весеннему настроению, весенним картинам («Чиста небесная лазурь, / Теплей и ярче солнце стало...»), сердечным переживаниям («И сердце сильно так в груди / Стучит, как будто ждёт чего-то...»), бурному пришествию весны («Весна идёт, весна идёт!»). Как воспринимаете вы каждое из этих стихотворений?
  2. Подготовьте устные или письменные рассказы на тему «Настроение поэта, переданное через картины весны, осени, зимы» (на выбор).
  3. Постарайтесь выучить наизусть и прочитать выразительно два-три стихотворения из этого раздела во время конкурса, посвященного этой теме природы в русской поэзии.
  4. Поэты и художники, изображая картины природы, выражают свои чувства и настроение различными средствами, но и те и другие вызывают сопереживание у читателей и зрителей. Перечитайте ещё раз стихотворения русских поэтов о природе. Подумайте, какие строки из этих стихотворений показались вам созвучными по настроению картинам природы, созданным художниками В. Поленовым, И. Остроуховым, Л. Каменевым.

Проект

Организуйте и проведите в классе конкурс на лучшее чтение стихотворения о родной природе, распределив обязанности в группе: ведущие, чтецы, рецензенты, жюри. В конкурсе могут принять участие ваши родители. При награждении победителей в качестве призов можно использовать открытки с литературной тематикой, поэтические сборники.

Духовное родство со своей землёй

Литературовед Ю. Селезнёв в послесловии к книге «Времена года» пишет: «Нельзя любить Родину, не живя одной душой с „жизнью любимой березки"! Нельзя любить „весь мир", не имея Родины. Нельзя быть истинным поэтом вне этого чувства духовного родства со своей землей, со своим народом, с его миропониманием. Отсюда и такие строки, написанные поэтом Н. Некрасовым:

Опять она, родная сторона,
С её зелёным, благодатным летом;
И вновь душа поэзии полна.
Да, только здесь могу я быть поэтом».

Согласны ли вы с этой мыслью? Продолжите это рассуждение на основе впечатлений, полученных от прочитанных стихотворений.

Какие изобразительно-выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры) помогают писателю создать картины родной природы и одновременно «высказать» собственные чувства и настроения?

 

 

Рейтинг@Mail.ru