Литература
5 класс

Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892)

Афанасий Афанасьевич Фет — великий русский поэт-лирик — был сыном орловского помещика Афанасия Не-офитовича Шеншина и его жены Шарлотты-Елизаветы Фет. Фет получил хорошее образование. Он учился на словесном отделении Московского университета. Тогда же он начал сочинять стихи, и вскоре из печати вышла его первая книга «Лирический пантеон».

В 1845 году Фет поступил на военную службу, а в 1858 году вышел в отставку. Он поселился в купленном им имении в Мценском уезде и стал помещиком. Так, хозяйствуя на земле и продолжая писать стихи, Фет прожил до 72 лет. За это время он выпустил множество сборников стихотворений, последние из которых выходили ежегодно и назывались «Вечерние огни».

Более всего на свете Фет ценил красоту в природе, в отношениях людей, в движении человеческого сердца. Фет научил русскую поэзию выражать тончайшие, едва уловимые переживания, для которых словно бы не придумано слов, а есть лишь интонации, откуда-то ветром приносимые звуки, едва различимые очертания. Но в том и состоит заслуга Фета, что все эти впечатления он сумел выразить в слове.

***

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далёких
Одинокий бег.

Размышляем о прочитанном

  1. Какие чувства вызвала у вас «чудная картина», нарисованная А. А. Фетом?
  2. Подумайте, как поэту удалось передать величественность, широту, простор изображённой картины. (Обратите внимание на эпитеты «высоких», «далёких».)
  3. Перечитайте стихотворение, прислушайтесь к его звучанию и подумайте, каким образом поэт сумел добиться лёгкости стихотворного ритма.
  4. Как вы считаете, почему вся картина, восхитившая поэта, воспринимается как чётко запёчатлённое воспоминание? Почему эта картина постоянна, не изменяется? (Обратите внимание на отсутствие глаголов в стихотворении.)
Учимся читать выразительно

Выучите стихотворение наизусть. Попробуйте при чтении его наизусть представить себе «чудную картину», воспроизведенную поэтом.

Весенний дождь

Ещё светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купался, трепещет.

А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым мёдом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.

Размышляем о прочитанном

  1. Понравилось ли вам изображение начала весеннего ливня?
  2. Какое настроение передаёт поэт читателю?
  3. Каким образом поэт достигает эффекта быстрой смены картин, событий, запахов, звуков? (Обратите внимание на обилие глаголов и глагольных форм.)
  4. Можно ли сказать, что поэт прислушивается к звукам, всматривается в окружающий мир, чтобы самое обычное событие, знакомое каждому, осветилось по-новому? Испытывали ли вы такое же состояние, которое переживает поэт в стихотворении?

Учимся читать выразительно

Прочитайте стихотворение выразительно, передавая интонацией ваши впечатления от быстро меняющихся картин и состояний природы.

* * *

Задрожали листы, облетая,
Тучи неба закрыли красу,
С поля буря ворвавшися злая
Рвёт и мечет и воет в лесу.

Только ты, моя милая птичка,
В тёплом гнёздышке еле видна.
Светлогруда, легка, невеличка,
Не запугана бурей одна.

И грохочет громов перекличка,
И шумящая мгла так черна...
Только ты, моя милая птичка,
В тёплом гнёздышке еле видна.

Размышляем о прочитанном

  1. Как вы думаете, какое время года описано в стихотворении?
  2. В чём смысл противопоставления «шумящей мглы» и «тёплого гнёздышка»?
  3. Придумайте название этому стихотворению. Как вы думаете, почему автор не озаглавил его?
  4. Какие эпитеты и метафоры и с какой целью использует поэт?

 

 

Рейтинг@Mail.ru