Литература
11 класс

Поэзия Б. Ш. Окуджавы

До свидания, мальчики

Стихотворение начинается обращением к войне.

      Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
      стали тихими наши дворы,
      наши мальчики головы подняли, повзрослели
      они до поры,
      на пороге едва помаячили
      и ушли, за солдатом — солдат...
      До свидания, мальчики!

Автор обращается к образу юных бойцов, взывает к ним:

      Мальчики,
      постарайтесь вернуться назад.

Автор просит их не проявлять трусость и низость, не скрываться, не избегать боя:

      Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
      не жалейте ни пуль, ни гранат
      и себя не щадите...

У него одна просьба: «Постарайтесь вернуться назад».

И снова звучит обращение к «подлой» войне, из-за которой «вместо свадеб — разлуки и дым, / наши девочки платьица белые / раздарили сестренкам своим». Девушкам пришлось облачиться в сапоги, и Окуджава обращается к девчонкам, которые тоже стремятся постоять за Родину:

      Вы наплюйте на сплетников, девочки.
      Мы сведем с ними счеты потом.
      Пусть болтают, что верить вам не во что,
      что идете войной наугад...
      До свидания, девочки!
      Девочки,
      постарайтесь вернуться назад.

«Былое нельзя воротить...»

Стихотворение начинается такими строками:

      Былое нельзя воротить, и печалиться не о чем,
      у каждой эпохи свои подрастают леса...

И все же поэт жалеет о том, что ушло безвозвратно:

      А все-таки жаль, что нельзя с Александром Сергеичем
      поужинать в «Яр» заскочить хоть на четверть часа.

      Теперь нам не надо по улицам мыкаться ощупью.
      Машины нас ждут, и ракеты уносят нас вдаль...
      А все-таки жаль, что в Москве больше нету извозчиков,
      хотя б одного, и не будет отныне... А жаль.

      Победы свои мы ковали не зря и вынашивали,
      мы все обрели: и надежную пристань, и свет...
      А все-таки жаль — иногда над победами нашими
      встают пьедесталы, которые выше побед.

      Москва, ты не веришь слезам — это время проверило.
      Железное мужество, сила и стойкость во всем...
      Но если бы ты в наши слезы однажды поверила,
      ни нам, ни тебе не пришлось бы грустить о былом.

      Былое нельзя воротить... Выхожу я на улицу.
      И вдруг замечаю: у самых Арбатских ворот
      извозчик стоит, Александр Сергеич прогуливается...
      Ах, нынче, наверное, что-нибудь произойдет.

Арбатский дворик

      ...А годы проходят, как песни.
      Иначе на мир я гляжу.
      Во дворике этом мне тесно,
      и я из него ухожу.

      Ни почестей и ни богатства
      для дальних дорог не прошу,
      но маленький дворик арбатский
      с собой уношу, уношу.

      В мешке вещевом и заплечном
      лежит в уголке
      небольшой,
      не слывший, как я, безупречным
      тот двор с человечьей душой.

      Сильнее я с ним и добрее.
      Что нужно еще?
      Ничего.
      Я руки озябшие грею
      о теплые камни его.

Грузинская песня

М. Квливидзе

      Виноградную косточку в теплую землю зарою,
      и лозу поцелую, и спелые гроздья сорву,
      и друзей созову,
      на любовь свое сердце настрою...
      А иначе зачем на земле этой вечной живу?

      Собирайтесь-ка, гости мои, на мое
      угощенье,
      говорите мне прямо в лицо,
      кем пред вами слыву,
      царь небесный пошлет мне прощение
      за прегрешенья...
      А иначе зачем на земле этой вечной живу?

      В темно-красном своем
      будет петь для меня моя Дали,
      в черно-белом своем
      преклоню перед нею главу,
      и заслушаюсь я,
      и умру от любви и печали...
      А иначе зачем на земле этой вечной живу?

      И когда заклубится закат,
      по углам залетая,
      пусть опять и опять предо мною плывут
      наяву
      синий буйвол,
      и белый орел,
      и форель золотая...
      А иначе зачем
      на земле этой вечной живу?

Песенка об Арбате

Это стихотворение — песнь близкой автору Москве и Арбату. Начинается оно со сравнения Арбата с рекой:

      Ты течешь, как река. Странное название!
      И прозрачен асфальт, как в реке вода.
      Ах, Арбат, мой Арбат,
      ты — мое призвание.
      ты — и радость моя, и моя беда.

В следующей строфе автор говорит о том, что Арбат — его религия, т. е. нечто интимное, родное человеку, то, во что человек верит:

      Пешеходы твои — люди невеликие,
      каблуками стучат — по делам спешат.
      Ах, Арбат, мой Арбат,
      ты — моя религия,
      мостовые твои подо мной лежат.

В последней строфе стихотворения автор признается в своей верной и постоянной любви к Арбату, а вместе с ним — и к Москве:

      От любови твоей вовсе не излечишься,
      сорок тысяч других мостовых любя.
      Ах, Арбат, мой Арбат,
      ты — мое отечество,
      никогда до конца не пройти тебя.

Полночный троллейбус

Стихотворение начинается такими строками:

      Когда мне невмочь пересилить беду,
      когда подступает отчаянье,
      я в синий троллейбус сажусь на ходу,
      в последний,
      в случайный.

Продолжает автор воззванием к троллейбусу:

      Полночный троллейбус, по улице мчи,
      верши по бульварам круженье...

Ночная гонка необходима, «чтоб всех подобрать, потерпевших в ночи / крушенье, / крушенье». Троллейбус выступает в качестве спасителя, способного увезти от бед и проблем.

В следующей строфе троллейбус сравнивается с кораблем:

      Полночный троллейбус, мне дверь отвори!
      Я знаю, как в зябкую полночь
      твои пассажиры — матросы твои — приходят
      на помощь.

Звучит мотив близости к таким же полночным путешественникам, как и лирический герой стихотворения:

      Я с ними не раз уходил от беды,
      я к ним прикасался плечами...
      Как много, представьте себе, доброты
      в молчанье,
      в молчанье.

И заканчивается стихотворение светлой лирической нотой:

      Полночный троллейбус плывет по Москве,
      Москва, как река, затухает,
      и боль, что скворчонком стучала в виске,
      стихает,
      стихает.

Развитие романтических традиций в поэзии Б. Окуджавы

Поэтический мир Окуджавы создается по вдохновению, по чувствам и восприятию поэта. Поэт не стремится описать реальный мир со всем правдоподобием, что отсылает нас к романтическим традициям. В стихах Окуджавы слышны эмоции поэта, к воспеваемому или описываемому.

Романтическое направление в литературе характеризуется порывом, неприятием прозы, бездуховности и неподвижности реальной жизни. И романтические традиции, зародившиеся на рубеже XVIII—XIX вв., продолжаются в творчестве Булата Окуджавы, поэта XX в. В стихах Окуджавы, практически во всей его лирике, есть это движение, развитие. Они динамичны. Помимо этого, все построение стихотворений поэта — прямое обращение автора к читателю, эмоциональный заряд — побуждало следовать за мыслью автора, и не просто следовать, а развивать ее.

В авторских песнях Окуджавы сквозь романтически преображенные картины будничной жизни, мягкую доверительную интонацию и тонкий лиризм проступает твердость этических ориентиров, безупречная верность высокому духовному выбору.


Рейтинг@Mail.ru