Литература
11 класс

Прощание с Матерой
(краткое содержание)

На острове и в деревне с одним названием — Матера — наступила последняя весна. Сажают огороды, засевают поля, но не все. Матера та и не та, повяла, как подрубленное дерево, и сошла с привычного хода. Хозяева не чинят дома, постоянно живут в деревне только старики и старухи, остальные приезжают, живут на два дома. Старики обсуждают разные слухи, пришедшие из большого нового поселка за Ангарой. Деревня, простояв триста лет, повидала всякое: строительство казаками Иркутского острога, бой между колчаковцами и партизанами, наводнения, пожары, голод, разбой. Есть там и разоренная церковь, и мельница, дважды на неделе прилетает самолет, и народ отправляется на нем в город и в район. Так и жила деревня, пока не услышали, что по Ангаре строят плотину для электростанции и вода затопит Матеру. Нужно переезжать. Люди не верят, что для них настал конец света. Но вскоре приехала оценочная комиссия вычислять стоимость построек на Матере и назначать за них деньги. На правом берегу строили новый поселок, в который сводили все ближние и неближние колхозы, а старые деревни решили сжечь. Осенью вода должна была подняться. Оставалось последнее лето.

Старухи, Настасья и Сима, собрались на чай у самой старой жительницы Матеры, Дарьи Пинигиной. Хозяйка наливает чай из самовара, приговаривая, что на новом месте все удобства, самовар не поставишь. Сима приехала в Матеру со своей немой дочкой, сваталась к бобылю Максиму, но семьи не получилось. Сима осталась там, а потом появился внук Колька. Настасья сомневается: может, ничего не сделают, только пугают? Отведенная для нее и мужа Егора городская квартира уже готова, старики тянут с отъездом, но через две недели он состоится. У Дарьи тоже намечается переезд в совхоз. Сима не имеет ни собственности на Матере, ни родственников, ей одна дорога — в дом престарелых, но с Колькой ее туда брать не хотят. Дочь давно свихнулась и потерялась.

Дарья говорит, что не хочет уезжать, лучше утонуть вместе с Матерой. Приходит старик Богодул с известием, что грабят мертвых. Старухи идут на кладбище и видят, что с могил спилили кресты и сняли оградки, стащили в кучу и поджигают. Дарья ударила мужика, несущего надгробия, палкой. Оказалось, санитарная бригада уже приступила к уничтожению кладбища. На крик старух прибежали деревенские, санитаров окружили, толпа требовала убить их тут же, но бригада ссылалась на приказ и начальство. Повели их в деревню, столкнулись с председателем сельсовета Воронцовым и товарищем Жуком из отдела по зоне затопления. Лишившиеся могил своих родных люди не желают слышать про решения и постановления. Муж Настасьи, Егор, грозит взять берданку, если кто-то опять явится на кладбище: «Я родился в Матере. И отец мой родился в Матере. И дед. Я тутака хозяин. Дай мне дожить без позору». Воронцов и Жук с трудом вышли из толпы, через час они с бригадой уплыли. Старухи до ночи были на кладбище — втыкали обратно кресты, устанавливали тумбочки.

Поляк Богодул раньше был менялой и приезжал в Матеру скупать яйца. А потом решил там жить.

По-русски он разговаривал мало, чаще матерился. Старухи его любили, старики считали зловредным. Дарья делится с ним опасением, что родственники спросят ее на том свете за все, что творится на Матере. Вспоминает слова отца, что главное в человеке — совесть. После разорения кладбища она чувствует страх. Дарья идет на макушку острова и осматривается. На что не хватает глаз, она видит памятью и пытается понять: может, все происходит так, как надо? Вечером приехал к ней сын Павел. Первый ее сын погиб на войне, а еще одного убило на лесоповале. Была еще дочь, та умерла после вторых родов. Могил двух последних после потопа не станет.

В живых только Павел, дочь в Иркутске, и еще сын. Дарья просит сына последовать примеру некоторых односельчан, перевезти гробы на новое кладбище: «Грех покойников трогать, но еще грешней оставлять». Она думает о том, можно ли держать в новом месте корову, о лесенках на второй этаж, с которых уже двое с непривычки упали, о том, что молодые легче расстаются с Матерой. Клавка Стригунова даже говорила, что давно пора остров утопить, и «не могла дождаться часа, чтобы подпалить отцову-дедову избу и получить за нее оставшиеся деньги». Ждет пока и Петруха, изба которого приглянулась академии наук, и он не знает, что делать.

Ночью из-под берега на мельничной протоке хозяин острова, зверек чуть больше кошки, прислушивается к тому, что происходит. Он смирился уже с тем, что будет, но пока остров стоит, и Хозяин здесь — он. Он знает, что Богодул умрет на Матере, а Петруха распорядится избой сам. Избы в деревне уже загодя пахнут дымом.

Подошел срок Настасье с Егором ехать на новое место, старуха разговаривает с вещами, которые забирает или оставляет в избе. В сентябре она собирается приехать копать картошку. Перед отъездом топит печь, чтобы не оставить дом холодным. Пришедшей Дарье она говорит, чтобы та взяла к себе кошку Нюню, сбежавшую перед отъездом. Настасья не может бросить ключ в Ангару, как советует муж, Дарья забирает его на сохранение. В лодке Настасья ничком падает на узлы и воет. В эту ночь Петруха сжег избу. Старухи сбивались вокруг Дарьи, чувствуя друг с другом себя смелей. Мать Петрухи, Катерина, ночевала у нее, когда Богодул крикнул, что дом горит. Люди стоят вокруг и смотрят на огонь. Им неловко, что они не тушат пожар, но скоро сгорят все избы. Хозяин острова тоже наблюдает за пожаром и видит, в какой очередности сгорят дома.

Начальство не знает, куда определить работать прежних колхозных начальников. Павла назначили одним из бригадиров по ремонту техники. Он просится на уборку хлеба в Матеру, но боится, что его заставят после сжигать все оставшееся. Его дом — на Матере а не в новом поселке на несуразном бесплодном месте, где он чувствует себя квартирантом. Его жена Соня, наоборот, чувствует себя в новом доме так, как будто всегда там жила. Павел понимает, что он тоже привыкнет, но матери будет тяжело. Он боится того дня, когда ее надо будет увозить с Матеры.

В сенокос все переселенные приехали в родные деревни, отметили горький праздник. К Дарье приехал младший внук Андрей. В разговоре выясняется, что он хочет работать на ГЭС, которая затопляет Матеру. Пока он помогает отцу с покосом. Начальство распорядилось скосить колхозный урожай до двадцатого числа, люди могут и не успеть выкопать свою картошку.

Дарья вспоминает своего мужа, Мирона, который пропал в тайге, просит Бога забрать ее к себе. Вскоре приезжают две бригады для уборки. Сима приходит с внуком к Дарье, ей страшно дома. На картошку прислали школьников. К Дарье приехали копать Павел с Соней и ее подругой Милой. Настасья не приехала, старухи взялись за ее огород. Павел не нашел времени раскопать могилки и перевезти гробы. Дарья идет на кладбище, которое опять стоит без крестов, но она уже не возмущается. После обращения к покойным родителям ей приходит в голову обрядить и убрать избу перед тем, как ее сожгут. У могилы Сеньки, сына, погибшего на лесоповале, Дарья думает: зачем человек живет, что должен чувствовать человек, ради которого жили многие поколения? Издавна было на Матере поверье, что царский листвень крепит остров к речному дну и, пока он стоит, будет стоять и Матера. Дерево пробуют срубить, сжечь, спилить бензопилой, но листвень стоит, как ни в чем не бывало. Дарья белит избу, последнюю ночь проводит в ней одна, украшает избу пихтой, молится. Утром она взяла свой похоронный узел, самовар и ушла из деревни. Помнила потом, что все шла и шла, а сбоку бежал какой-то маленький зверек и пытался заглянуть ей в глаза. Старухи искали Дарью, кричали но она не слышала. Павел нашел ее у лиственя и сказал, что приехала Настасья. Дед Егор умер. Настасья рассказывает, что всех с Ангары теперь зовут утопленниками, а Егор, как приехал, не выходил из дома. Старухи собираются в жилище Богодула, сидят без лампы. Настасья не знает, как жить дальше, спрашивает про кошку. Дарья советует подруге взять с собой Симу с внуком или Богодула. Настасья рада взять с собой Симу, но не знает, позволят ли.

Павел думает, что надо было настоять и увезти с собой мать, он решает привезти завтра всех, чтобы не разлучать в переезде. К нему приходят Воронцов и Петруха, спрашивают, где Дарья и Катерина. Узнав, что они в Матере, Воронцов кричит, что у него с утра государственная комиссия, к утру не должно быть ни барака, ни людей. Они втроем плывут на Матеру, но туман мешает найти остров. В этом же тумане просыпаются старухи, Колька и Богодул, в окно тянет сыростью. Богодул открывает дверь, и все слышат недалекий тоскливый вой — прощальный голос Хозяина. Тут же его точно смывает, и далеко слышится слабый шум мотора.

Тема народа, его истории, его земли

Для Распутина труд человека на земле, человека, живущего в согласии со своей совестью, — основа мировой гармонии. Автор касается в своей повести многих нравственных вопросов, рассматривает проблемы связи поколений, истории и памяти народа, но судьба Матеры — ведущая тема этого произведения. Прощание с миром праведников, с матерью-прародительницей вырастает в миф о гибели крестьянского мира. Крестьян никто не спрашивает, хотят ли они переселиться в другую деревню. Вещи, необходимые на Матере, в городе не понадобятся. Надо бросать все нажитое и уезжать.

Жители по-разному отреагировали на такое решение. Матера стоит на Ангаре триста лет. Старики, прожившие в родном селе всю свою жизнь, не могут представить, как это — расстаться с Матерой, им дорог каждый уголок, здесь похоронены их предки. Деревня вымирает. На Ангаре строят плотину для электростанции, и деревня вместе с кладбищем будет затоплена.

Это для многих равносильно концу света. Главная героиня повести, старуха Дарья, не может покинуть свою избу, украшает ее перед тем, как уйти. Все коммунальные удобства в городе не стоят того, чтобы убить память о родной земле. Дарья осуждает других, прежде всего своего сына Павла и невестку, говорит молодежи, что они еще пожалеют, что забыли свою историю и покинули землю. Сыну Дарьи тоже жаль расставаться с домом, но он считает, что наука важнее природы и они должны переселиться. Только старики понимают, что им суждено утратить, молодежь же радуется переезду. Связь поколений нарушается. Сама природа против грубого, бесцеремонного вторжения — могучий царский листвень не смогли взять ни топор, ни пила, ни огонь. Но природа не вечна. Разрушая ее, человек творит зло, которое оборачивается против него самого. Остров Матера — это символ земли обетованной, последнее пристанище тех, кто живет в согласии с Богом и природой.

Старухи во главе с Дарьей отказываются переселяться в новый поселок и остаются до смертного часа охранять свою святыню — крестьянское кладбище с крестами и царственный листвень, языческое Древо жизни, потому что перед затоплением санитарная бригада должна сровнять кладбище с землей. Старухи становятся свидетелями того, как поджигают деревню, но не верят, что это был поджог. В голове у них не укладывается, что хозяин может сам сжечь свой дом. Избы для них — живые, старухи обряжают их, как покойников перед смертью.

Павел понимает, что плотина — это необходимость, но не может понять, как можно такое сотворить с поселком. Он навещает Дарью со смутной надеждой узнать истинный смысл бытия, но этот мир уже погибает. В финале повести на острове остается только мифический Хозяин, отчаянный крик которого завершает повествование.

Отношение к природе, к родным местам — это отношение к Родине, к своей истории. Строится новый поселок, но в нем нет силы, которой питала крестьян родная земля. Вырастает поколение безответственных, безнравственных людей, не понимающих, что они творят.


Рейтинг@Mail.ru