Кузнечное дело
Секреты мастера

Комбинированные техники работы с металлом

Индивидуальный мастер художественной обработки металла на определенном этапе своего развития не ограничивается созданием изделий в каком-то одном виде работы с металлом. Творческая фантазия подталкивает художника на создание произведений из металла, используя сразу две или несколько техник металлической обработки. Здесь многое зависит от его художественного вкуса: насколько гармоничной будет сочетаемость элементов, деталей, фрагментов и самих металлов, из которых они изготовлены ковкой или литьем, чеканкой или просечкой; насколько удастся ему цветовая гамма комбинированного изделия — кованной ограды с элементами литья, кованной решетки с чеканными вставками или чеканки с просечным ажурным орнаментом.

Просечная техника применяется не только как самостоятельный вид узорной обработки листового материала, но и в комбинации с другими видами художественной обработки металла.

Накладные элементы просечного декора используются для украшения изделий, полученных методом /strong>ковки или литья, а также чеканных произведений.

Просечной орнамент красиво дополняет чеканку, ковку или литье.

При изготовлении предметов в просечной технике могут применяться чеканные инструменты и приемы чеканки, и наоборот. Для придания просечному рисунку завершенности, его контур проходят пурошником с тыльной стороны. Или в чеканно-просечном изделии основной орнамент является чеканным рельефом, а фоном — просечной ажур.

Это же касается столь популярного вида художественной обработки металла — чеканки. Хотя, естественно, что главная цель чеканщика — создание самостоятельных, то есть собственно чеканных произведений.

Рис. 28. Кованая лестница с перилами: гнутые, литые элементы

Прекрасно украшают чеканные вставки из цветных металлов художественную кованую решетку или витые лестничные перила, которые иногда и вовсе становятся композиционным центром комбинированного изделия. Кованые перила из вороненой стали можно украсить чеканными накладками из золотистой латуни, а фигурным литьем из алюминия украсить железную ограду. Такие украшения выполняются техникой, близкой к басме: создается контур из прутка черного металла; пустота заполняется цветной вставкой, которая крепится струбцинами к гнутому канту определенной формы; киянкой осаживают цветную пластину; после осадки струбцины снимают, чеканку обрезают по прутковой рамке, обвальцовывают по краям и впаивают. Более простой способ — крепление чеканкой накладки непосредственно на прутья решетки. Если за решеткой нужно что-то скрыть (хотя бы частично), чеканка уже не только украшение, но функциональный защитный элемент. Как и просечные фронтоны, ставни окон, коньки на крышах, навер-шия дымовых или воронки водосточных труб исполняют свои основные функции и одновременно радуют глаз своими эстетическими формами.

Сочетаемость различных деталей из черных и цветных металлов и сплавов еще более гармонична и красива в витражах и в светильниках.

Рис. 29. Каминная решетка: чеканка, ковка, литье

Представьте себе черный кованный металл, фигурное гнутье, тонированное в синий цвет, чеканные вставки из красной меди, алюминиевый литой центральный декор и цветные стекла. Богатейшая цветовая гамма бликов и переливов на ярком свету! Или представьте сочетание кованной меди, тонированной в шоколадный цвет, и сетчатой золотистой латуни в люстре из трех плафонов. Этатрудоемкая работа включает элементы разных в идо в художествен ной обработки металла — ковки, гнутья, витой сетчатой пайки, литья.

Технология сетчатой пайки. Заготовки: гипсовый шаблон по форме плафона, проволока для каркасов секций стакана 3-4 мм в диаметре, завитки из тонкой латунной проволоки, которые должны плотно прилегать по всем радиусам изгибов шаблона и соприкасаться как минимум в трех точках друг с другом; посаженные на нитроклей и обвязанные проволокой завитки паяются оловянно-цинковыми припоями и припаивается каркас секции. Затем готовые (пропаянные) секции собираются в плафон.

Рис. 30. Люстра в технике сетчатой пайки

Создание лестничных или балконных перил требует большого количества одинаковых деталей. Рационально их отливать и сочетать коваными узлами. Обычно отдается предпочтение чугунному литью. Однако можно использовать и алюминиевый сплав, которому при необходимости придается черный цвет. Литой элемент крепится на прутьях заклепкой по центру. Фигурная заклепка является самостоятельным декором. При закреплении литейной накладки на кованую сталь методом сварки в литейную форму вставляют стальную шпильку, которая срастается с заливкой, а в решетке в месте крепления отливки сверлят для шпильки сквозное отверстие. Стыла это отверстие глубоко зенкуют, вставляют шпильку и в месте зенковки заваривают и шлифуют вровень с решеткой. Литые накладки из мягких сплавов очень просто крепятся винтами-саморезами: также в пруте просверливается сквозное отверстие, а в отливке — глухое, в которое и ввинчивают саморез с тыльной стороны.

Любые соединения в комбинированных композициях должны отвечать двум требованиям: быть надежными и красивыми, не нарушающими целостность произведения в различных техниках.

Оконные, дверные, каминные решетки по форме могут быть цельными, двустворчатыми, многостворчатыми, квадратными, прямоугольными, со скругленными углами. По технике исполнения различают гнутые, кованные, литые, комбинированные (ковка и гнутье; ковка и чеканка; ковка и литье; чеканка, ковка и литье и т. д).

Настоящими шедеврами сложной художественной обработки металла являются также подсвечники (в объединенной технике — литье, ковка, чеканка), рамы для зеркал, кованая мебель с накладным литьем или чеканными украшениями, металлический декор в архитектуре.

Рис. 31. Ручка для дверцы торшера

Своеобразной рекламой художественной ковки становятся конкурсы на звание лучшего мастера, проводимые в различных городах. На таких соревнованиях можно увидеть своими глазами работу мастера-кузнеца, оценить красоту его работы и даже приобрести изделие, созданное на ваших глазах. Из обыкновенного металла настоящий художник может создать и изящную люстру, и массивную дверную ручку, и хрупкую на вид, но «несгибаемую» на самом деле розу.

Рейтинг@Mail.ru