|
|
Кровельные работы§ 34. Соединение криволинейных элементовПравила соединения криволинейных элементов рассмотрим на следующем примере. На листе кровельной стали раскраивают заготовки звеньев колена водосточной трубы, пользуясь шаблоном. После разрезки заготовки выкатывают, а затем соединяют одинарными лежачими фальцами. Элементы колена соединяют фальцовкой. На детали, предназначенной для соединения, изнутри наносят риску. Затем звено колена прикладывают так, чтобы его риска совпала с ребром наковальни 3 (рис. 131), и наносят удары носком молотка 2 по кругу.
Когда круг замкнется, кромка окажется отогнутой на угол 10...15°. Таким образом круг за кругом и доводят отгиб сначала до 60° (рис. 131, а), а затем до 120°. После этого сваливают бортик (рис. 131, б) и осуществляют его усадку.
Рис. 131. Соединение звеньев колена водосточной трубы: Соединяют звенья колена следующим образом. На нижнем звене отбортовывают кромку шириной 5 мм. Затем это звено вставляют в образованное углубление звена 2 и фальцуют шов (рис. 131, в). Отгибая кромки, колено непрерывно поворачивают вокруг его оси и носком молотка наносят легкие удары по кромке. При этом носок молотка должен находиться под небольшим углом к плоскости кромки, чтобы от удара на ней оставался след в виде остроугольного треугольника. Узкая сторона его должна выходить на обрез, а острый угол подходить к перегибу с направлением к центру овала. Соединения, показанные на рис. 131, можно быстро выкатать на ручной зиг-машине с комплектами сменных роликов. С помощью зиг-машины также выполняют отгибы на торцах цилиндрических и конических элементов для соединения их между собой и с плоскими деталями.
Pиc. 132. Прокатка валиков жесткости на ручной настольной зиг-машине: Ручная настольная зиг-машина (рис. 132, а) имеет сменные прокатные ролики 3, 4. Фасонный профиль каждой пары роликов предназначен для выполнения определенной операции: прокатки бортика под углом 90° (рис. 132,6), прокатки двойного бортика (рис. 132,в), выкатки валика жесткости (рис. 132, г), отгибания кругового бортика под закатку проволоки, закатки проволоки, уплотнения фальцев, гофрирования конца обечайки (рис. 133). < Рис. 133. Гофрирование конца обечайки на ручной зиг-машине Чтобы прокатать валик жесткости или фасонную отбортовку, устанавливают ограничительную рамку 2 (см. рис. 132, а) на заданную величину. Затем поднимают верхний ролик 4 настолько, чтобы конец обрабатываемой детали 18 вошел между роликами. После этого деталь два раза пропускают, вращая рукоятку 9, между роликами; во время прокатки ролик 4 постепенно поджимают винтом 6. Когда валик достигнет требуемой величины, вращение прекращают, ролик поднимают вверх и деталь снимают. Зиг-машину обслуживает один рабочий, производя на ней любые операции по прокатке при толщине листа до 0,8 мм.
Приводная зиг-машина (рис. 134) отличается от ручной более массивными рабочими деталями. Зиг-машина состоит из чугунной свободностоящей станины со столом, рабочего механизма, вращаемого электродвигателем с педальным включением, верхнего и нижнего сменных рабочих роликов и регулировочной рукоятки. Верхний вал с закрепленным на нем роликом можно перемещать вверх и вниз и устанавливать на определенном расстоянии от нижнего вала. На приводной зик-машине обрабатывают детали из углеродистой листовой стали толщиной до 2 мм. Рабочее расстояние между осями роликов 90 мм. Вылет роликов до 660 мм. Ролики вращаются с частотой 38 об/мин.
Рис. 134. Приводная зиг-машина Лист в приводную машину закладывают так же, как и в ручную. Для обеспечения определенного расстояния зиговки от кромки листа пользуются упором. Рабочий должен поддерживать деталь без перекоса и упирать ее кромкой в упор, иначе зиговка получится неправильной, т. е. косой или волнообразной. Если оси роликов не будут совпадать, то деталь будет сминаться. Чтобы избежать порезов и других травм при работе на зиг-машинах, рабочие должны пользоваться брезентовыми рукавицами. По окончании работы зиг-машину осматривают и протирают ветошью. Валики, скользун и зубчатую передачу смазывают машинным маслом.
|
|
|