Каменные работы

§ 44. Подготовка элементов к подъему. Строповка

Подготовка элементов к подъему. Монтажники, работающие на складе железобетонных конструкций (стропальщики), при подготовке элементов проверяют их качество.

При внешнем осмотре удостоверяются, что на бетоне нет сколов и трещин, монтажные петли исправны; выясняют, не погнуты ли выпуски арматуры, нет ли наплывов бетона на закладных металлических деталях, в штрабах, гнездах для монтажных петель. Детали с трещинами и другими дефектами, превышающими допуски, с помощью крана переносят в штабель с биркой «Брак».

Погнутые выпуски арматуры лучше всего выправлять накладным арматурным ключом. При этом следят за тем, чтобы не допустить скалывания бетона около стержня. Наплывы бетона удаляют скарпелем и молотком; закладные детали дополнительно зачищают металлической щеткой.

Грязь, снег и наледь счищают щеткой, соскабливают скребком, а затем сметают веником; не разрешается растапливать снег и лед горячей водой, применять огневой способ для удаления наледи с поверхности панелей, имеющих теплоизоляционные вкладыши или содержащие сгораемые материалы.

Строповка. Строповка — это временное соединение монтируемых конструкций с крюком грузоподъемной машины.

Прежде чем застроповать деталь, монтажник подбирает грузозахватные приспособления, соответствующие массе и характеру груза, и подвешивает их на крюк крана; грузозахватные приспособления используют только те, которые предназначены для данного груза (элемента). Затем монтажник убеждается, что деталь свободно стоит на прокладках или основании; примерзшие детали сдвигает ломом. Кран в этом случае можно использовать только для поддерживания высоких деталей от опрокидывания.

Большинство бетонных и железобетонных деталей стропуют за монтажные петли, заделанные в деталь. Крюк подъемного приспособления должен свободно заходить в зев петли. Крюки заводят с внешней стороны детали в сторону ее центра тяжести. В противном случае страховочный запор крюка при подъеме детали может упасть внутрь крюка. Подъемное приспособление крепят за все петли, предусмотренные для подъема в соответствующем положении. Не использованные для зацепки груза концы многоветвевого стропа монтажник укрепляет так, чтобы при перемещении груза краном эти концы не задевали за встречающиеся на пути предметы. При правильно подобранном стропе угол между его ветвями при подъеме груза не должен превышать 90°. Стропальщик руководствуется следующими правилами: нельзя пользоваться грузозахватным приспособлением, если оно неисправно; запрещается самостоятельно чинить неисправные приспособления.

Наиболее распространенные грузозахватные приспособления — стропы, траверсы.

Стропы изготовляют из стального каната, замкнутого в кольцо или образующего петлю. На стропах груз подвешивают к крюкам, траверсам.

Универсальный (а), облегченный (в) стропы и схемы вязки (б) универсального стропа

Рис. 105. Универсальный, облегченный стропы и схемы вязки универсального стропа:
1 - заплетка, 2 - коуш, 3 - крюк, 4 - карабин

Многоветвевые стропы

Рис. 106. Многоветвевые стропы:
а — двух- и б — четырехветвевой

Обычно применяют стропы универсальные, облегченные, многоветвевые. Универсальный строп (рис. 105, а, б) — это замкнутая петля из отрезка каната, концы которого соединены заплеткой / или сжимами. Облегченный строп (рис. 105, в) состоит из отрезка каната, концы которого снабжены коушами 2. К коушам крепят крюки 3 или карабины 4 и тогда облегченный строп может быть использован как ветвь многоветвевого стропа. Многоветвевые стропы бывают двух-, четырех- и шестиветвевые. С помощью двухветвевого стропа (рис 106, а) поднимают элементы с двумя монтажными петлями (прогоны, блоки, балки). Четырехветвевой строп (паук) (рис. 106,6) предназначен для монтажа плит перекрытий, лестничных маршей и других элементов, имеющих четыре монтажные петли. Строп состоит из кольца-скобы, которую навешивают на крюк крана, и двух пар облегченных стропов — ветвей.

Траверсы представляют гобой металлическую балку или ферму с устройствами для захвата монтируемых элементов. Траверсами поднимают большеразмерные элементы, так как при строповке гибкими стропами больше-размерных элементов (панелей, плит покрытий большой длины) за несколько точек не используется значительная часть полезной высоты подъема крюка монтажного крана. Траверсы также используют для подъема элементов, которые не могут воспринимать монтажные сжимающие усилия, возникающие при строповании гибким стропом. В качестве захватных устройств траверс используют гибкие подвески с крюками или карабинами на концах или клещевые и другие захваты.

Балочная траверса для подъема панельных перегородок

Рис. 107. Балочная траверса для подъема панельных перегородок:
1 — строповочное кольцо, 2 — балка, 3 — передвижные блоки, 4 — стропы-подвески, 5 — фиксаторы

На рис. 107 показана балочная траверса для подъема панельных перегородок (гипсобетонных, виброкирпичных, гипсошлаковых). Траверса подвешивается к крюку крана двухветвевым стропом за кольца. На балке 2 закреплены передвижные блоки 3, в которые запасованы стропы-подвески 4. Блоки закрепляют с помощью фиксаторов 5 в любом месте балки, что позволяет при строповке панели за петли передавать на них только вертикальную нагрузку.

 

 

Рейтинг@Mail.ru