Изобразительное искусство

Учебник для 5 класса (Украина)

Предыдущая страница Изобразительное искусство Следующая страница

§ 7. Приемы композиции

Вспомним, что мы знаем о композиции из предыдущих уроков: композиция - это взаимное расположение изображений предметов, действующих лиц на плоскости (если это живопись или графика) или в пространстве (если это скульптура). В своей жизни мы часто компонуем различные предметы: украшаем комнату, составляем букет цветов, то есть ищем такое положение вещей относительно друг друга, чтоб они выглядели наиболее выразительно, отбрасываем лишнее, подчеркиваем главное. Мы создаем красоту. Это и является целью композиции.

Фон в композиции - это среда, окружающая те предметы или персонажи, которые мы изображаем. Пятно - это то место, которое занимает изображение на плоскости. Контуры этого пятна ограничивают его силуэт. Силуэт дерева на фоне неба, покрытого светлыми облаками, будет темным, а на фоне темного дождевого неба - светлым. В первом случае дерево будет светлым пятном на темном фоне, во втором - наоборот. Чем больше разница тона между фоном и пятном, тем больший тональный контраст возникает между ними и тем большее внимание привлекает к себе пятно.

Тональный контраст - это одно из средств акцентирования внимания на изображении. Акценты в композиции могут быть разными: цветовыми, смысловыми, тональными. Мы делаем акцент на тех деталях, предметах, персонажах, которые нам необходимо выделить, чтобы понятнее стало содержание произведения. Иногда достаточно направить луч света на главного героя или предмет, чтобы объяснить происходящее, чтобы возник рассказ, появились главные и второстепенные герои, детали. Иногда для этого применяют фактуру предмета: блестящий купол церкви на фоне туч притягивает к себе внимание блеском золота. Кроме того, здесь возникает и цветовой акцент, потому что желтый цвет на голубом фоне будет выглядеть очень ярко.

Пример цветового и тонального акцента

Рембрандт Харменс ван Рейн. Отречение апостола Петра (пример светотеневого акцента)

Простейший способ упорядочить предметы в композиции – это изобразить их симметрично, противопоставить друг другу. Тогда словно возникает диалог между ними. Композиция может делиться по вертикали, горизонтали или диагонали.

Примеры противопоставления в композиции

М. Дерегус. Дума про казака Голоту (ощущается движение слева направо)

Используя противопоставление в композиции, мы можем сравнить между собой разные характеры, внешность, размеры. Так, высокий сильный богатырь рядом с маленьким мальчиком будет выглядеть еще более сильным. Здесь возникает рассказ о каждом из героев. А если изобразить много одинаковых богатырей, то они потеряют свои характерные особенности, превратятся в однообразную толпу без характеров и лиц. И если среди этой толпы поставить мальчика, он сразу станет смысловым акцентом и рассказ будет лишь о нем, а толпа станет фоном.

Композиция, построенная по вертикали, создает впечатление неподвижности. Горизонтальная композиция будто бы медленно движется от одного края к другому. Но самое большое движение присуще диагональной композиции. Причем движение слева направо (вследствие нашей привычки писать в этом направлении) нам кажется более динамичным.

М. Репин. Рисунок к картине «Бурлаки на Волге» (пример медленной динамичной композиции)

Леонардо да Винчи. Рисунок к картине «Битва под Ангиари» (пример динамичной композиции)

Ф. Кричевский. Невеста (пример статичной композиции)

Обычно главные детали изображения не выносят на передний план. Этим создается впечатление глубины в картине. Если поставить главных героев прямо на раму, будет казаться, что они выпадают наружу.

    Передний план - то, что изображено на картине ближе к зрителю, впереди.

Рассмотрите картину Рембрандта «Отречение апостола Петра» или какую-либо другую. Какие композиционные приемы использовал в ней художник?

Попробуйте создать композицию на свободную тему и придать ей статичность или динамичность.

Темы композиций: «Грусть», «Радость», «Движение», «Покой».

Инструменты и материалы: лист бумаги, гуашевые или акварельные краски, карандаш, резинка, кисти, фломастеры, гелевые ручки.

План работы:

  • Создайте эскиз для будущей композиции. Для этого на отдельном листе в небольшом размере (не больше 10 см) попробуйте нарисовать свой замысел. Выберите для будущей работы формат - прямоугольный, квадратный, круглый, удлиненный и т.п., а также решите, какой композиционный прием можно применить. На эскизе можно поискать ответ на вопрос, где вы создадите самый большой контраст, где содержательный центр композиции. Можно также поискать и цветовое решение.

Ученическая работа. Композиция «Движение»

  • Карандашом на листе бумаги скомпонуйте изображение, перенеся его с эскиза.
  • Детализируйте части изображения, продумывая мелочи.
  • Исправьте ошибки в построении и композиционном размещении ч-стей изображения.
  • Подготовьте рисунок к дальнейшей работе: сотрите все вспомогательные линии, которые вы использовали для построения, лишние линии.
  • На палитре рядом с работой подберите цвета, которые бы соотве-ствовали цветам, задуманным в эскизе. Начинать работу красками лучше с тех цветов, которые вам наиболее понятны.
  • Пронаблюдайте, какая разница в цвете, тоне и полутоне в разных частях композиции.
  • Удалось ли вам создать самый большой контраст, смысловой центр композиции?
  • В конце работы посмотрите на результат в целом - нет ли каких-либо деталей, которые бы мешали восприятию работы на небольшом расстоянии. Для этого отойдите от работы на несколько шагов и посмотрите на нее издали. Слишком светлые участки пригасите, слишком темные немножко осветлите, если увидите, что в ходе работы исказились пропорции, исправьте их.

Всем классом обсудите созданные вами композиции. Какие приемы были использованы при изображении и помогли раскрыть содержание? Благодаря каким средствам?

Как правильно изобразить пропорции человека

Нарисовать фигуру человека непросто, особенно с первого раза. Выполняя эту задачу множество раз, художники открыли «секрет» пропорциональности тела человека. Оказывается, если за единицу измерения взять высоту головы человека, то общая высота фигуры будет равна 7,5–8 таким единицам (в зависимости от роста), длина рук – приблизительно 3, ширина плеч – 2, длина ног – 3,5–4, длина ноги от стопы до колена – 2 единицам. Высота туловища вместе с головой равна длине ног. Длина ладони с пальцами равна длине лица (не всей головы). Локти размещены на том же уровне, что и талия человека. У мужчин, в отличие от женщин, более широкие плечи, большая длина ног, они преимущественно выше ростом.

Пропорции детского тела имеют свои особенности. У грудного ребенка голова очень большая по сравнению с телом. Она помещается в длине фигуры лишь 4 раза. Потом, когда ребенок подрастет, меняются и пропорции фигуры. У детей 11–12 лет высота головы 5,5–6 раз помещается в высоте фигуры.

Применяя в своих рисунках эти наблюдения, вы сможете изобразить реального человека.

Рейтинг@Mail.ru