Изобразительное искусство

Учебник для 5 класса (Украина)

Предыдущая страница Изобразительное искусство Следующая страница

§ 22. Средства художественной выразительности в скульптуре

Каждый вид искусства имеет свои средства художественной выразительности. В графике это линия, штрих, точка и пятно, в живописи - цвет, насыщенность, оттенок. Имеет свои средства художественной выразительности и скульптура. Главное из них -объем, который отличает скульптуру от других видов искусства. Графика и живопись могут передать объем предмета лишь иллюзорно, то есть не на самом деле. А скульптура действительно может это сделать. Яблоко, даже очень хорошо нарисованное, остается лишь изображением на плоской бумаге или холсте. А яблоко из пластилина будет выглядеть точь-в-точь как настоящее.

Уже древнейшим скульпторам каменного века было интереснее всего изображать в скульптуре то, что живет и движется, - сначала животных, а потом и людей. Ведь человека можно было изобразить не только «с лица», а со всех сторон, и показать каждое его движение! Статуи, созданные скульпторами прошлого - греческими мастерами, итальянцами Микеланджело Буонарроти и Джованни Лоренцо Бернини, французом Огюстом Роденом или украинским скульптором Пинзелем, - одинаково интересно осматривать со всех сторон.

Аполлон Кифаред. Древнеримская скульптура (слева) и Марсе Гаспар. Огненные кони Апполона (справа)

Рассмотреть скульптуру детально, даже крупную, можно только с близкого расстояния. Однако зритель уже издали может понять, что именно делает изображенный персонаж - призывает, грустит, радуется. Именно поэтому в скульптуре нередко большую роль играет силуэт (это понятие вам уже известно) и форма. Форма может образовываться мягкими, плавными линиями или, наоборот, быть острой, динамичной.

Нет скульптур, совсем лишенных цвета, даже если статуя белая или прозрачная (из стекла). Памятник из черного гранита на площади воспринимается иначе, чем светлая мраморная статуя в парке. Скульптуру могут и специально раскрашивать, как деревянные статуи в старинных костелах или маленькие фарфоровые статуэтки. Цвет в скульптуре всегда так или иначе связан с фактурой материала, то есть с особенностями строения его поверхности, которые мы воспринимаем не только по виду, но и наощупь. Фактуры камня, бронзы, дерева, стекла или фарфора, конечно, очень разные, и скульптор всегда это учитывает, выбирая то, что лучше отвечает его замыслу. Например, памятник Лесе Украинке лучше будет выглядеть в бронзе, а героев ее «Лесной песни» можно вырезать из дерева. Кроме того, мастер может сделать статую условной, изобразив лишь самые главные ее элементы, а может воссоздать самые мелкие детали так, что к цвету и фактуре добавится еще и игра света и тени на поверхности. Наконец, можно по-разному обработать уже готовую статую - отполировать ее или оставить шершавой, покрыть лаком, раскрасить.

Донателло. Бюст Никколо да Уццано

Имитация рельефа из соленого теста

  1. Какие средства художественной выразительности существуют в скульптуре?
  2. Из какого материала вы сделали бы скульптуру любимого литературного героя? Надо ли было бы раскрашивать ее? Почему?

Создайте рельефную композицию из соленого теста. Выполнить ее вам поможет описание работы в учебнике. Проанализируйте собственное скульптурное произведение как пример малой пластики.

Этапы работы над рельефной композицией

  1. Для того чтобы сделать такую композицию, надо подготовить рисунок-эскиз.
  2. Соленое тесто раскатывают в тоненькую пластину и к нему прижимают детали растений, чтобы вышло углубленное изображение.
  3. Потом эти изображения на фоне-основе тонируются краской. Лишнюю краску с поверхности теста убирают с помощью салфетки так, чтобы большая часть краски осталась в углублениях.
  4. Высушите изделия в сухом помещении или в духовке при небольшой температуре.

Этапы работы над рельефной композицией

Законченная работа

Рецепт соленого теста такой: на две чашки муки возьмите одну чашку мелко молотой соли. Эти ингредиенты разведите небольшим количеством воды – приблизительно полчашки. Смесь должна быть эластичной и не прилипать к рукам. Чтобы тесто не крошилось и было достаточно прочным, добавьте к нему 1–2 чайные ложки обойного клея.

Рейтинг@Mail.ru