Изобразительное искусство

Учебник для 5 класса (Украина)

Предыдущая страница Изобразительное искусство Следующая страница

§ 20. Воздушная перспектива. Настроение

Воздушная перспектива – это способ изображения пространства, с учетом влияния воздуха, разделяющего зрителя с натурой. Слой воздуха, отделяющий первый план от того, что за ним, вносит свои особенности в то, как мы видим окружающий мир. Использование законов воздушной перспективы поможет вам передать глубину пространства. Чем дальше от вас находится предмет, тем более «холоден» он по цвету и менее четкими становятся его очертания. Оттенок на переднем плане будет теплее, чем тот, что на заднем. Подтверждение этого закона нетрудно увидеть, если взглянуть из окна на находящиеся далеко дома, деревья, холмы: они словно подернуты голубой дымкой. К тому же предметы на переднем плане выглядят четче и контрастнее. Слой воздуха словно смягчает и цвета, и контуры заднего плана.

Художник воссоздает в картине свое отношение к натуре, свои мысли, настроение, и наблюдательный зритель обязательно их поймет. Чем богаче будут ваши чувства по отношению к воспроизводимому вами, тем содержательнее будет ваша работа.

Живописный этюд (1) и зарисовка карандашом (2) одной и той же модели

Ученические зарисовки

Природа – капризная «натурщица», она мгновенно меняется в зависимости от освещенности, времени суток, состояний погоды. Настроение человека часто перекликается с состоянием природы. Печальное настроение вы можете передать изображая дождливый пасмурный день, а веселое и счастливое ассоциируется с солнечным утром или цветущим садом. Закат солнца можно сравнить со своими воспоминаниями.

Работа на пленэре имеет также свои особенности. Начать будет легче с того, что ближе всего к натюрморту: минипейзажа. Так можно назвать малые формы: цветы, листву, веточки. Полезно сделать зарисовки карандашом или тушью и живописный этюд одной и той же модели. Это поможет вам глубже понять ее форму.

Ученические зарисовки

Ученические зарисовки

Одна из распространенных ошибок – одинаково детально проработанные свет и тени. Еще в начале работы определите, что будет сделано детально, а что надо «обобщить». Обратите внимание на то, что на свежем воздухе в солнечную погоду на освещенных местах доминируют теплые цвета, а тени имеют холодные оттенки. В пасмурный день эти соотношения меняются.

  1. Что такое воздушная перспектива?
  2. Как меняется вид предметов вдали?

Сделайте зарисовку с натуры цветка или веточки на фоне окна.

Инструменты и материалы: лист бумаги, акварельные краски, карандаш, резинка, кисти.

План работы:

  • На листе бумаги скомпонуйте изображение.
  • Сравните пропорции разных частей изображения между собой, ширину к высоте.
  • Решите, какое освещение вы изображаете — солнечное, пасмурное, облачное.
  • Обратите внимание на то, какое время дня вы изображаете, что характерно для него.
  • Какой колорит будет иметь ваша работа? Какое настроение вы передадите? Как изобразите задний план?
  • На палитре заранее подберите цветовые соотношения и выберите те, которые лучше всего соответствуют вашему замыслу.
  • В конце работы посмотрите в целом на свою работу, исправьте ошибки, сделайте уточнение. Определите акценты.

Рейтинг@Mail.ru