Изобразительное искусство

Учебник для 5 класса (Украина)

Предыдущая страница Изобразительное искусство Следующая страница

§ 2. С чего начинается картина. Формат

С чего начинается картина? Прежде всего художник решает, что именно он хочет изобразить, - то есть выбирает сюжет картины. Но сама работа над ней начинается с выбора формата. Термин формат не случайно напоминает слово форма. Ведь это - форма того, на чем будет выполнено изображение: доски, холста, картона или бумажного листа.

Естественно, можно просто взять для вашей будущей картины - рисунка акварелью или гуашью - стандартный лист из альбома. Но даже в этом случае вы подумаете, как лучше разместить на нем изображение - горизонтально или вертикально. А может, лучшей формой станет круг или треугольник?

Джотто ди Бондоне. Богоматерь с младенцем

Старинный китайский пейзаж

Ганс Гольбейн Младший. Дармштадтская Мадонна

Клод Лоррен. Сельский пейзаж с видом замка Гандольфо

Пу Хуа. Хризантемы

Картины в форме круга или треугольника? Разве такие бывают?

Оказывается, бывают.

Конечно, большинство картин, созданных художниками, имеют знакомый всем прямоугольный формат. Хотя здесь есть свои особенности. Скажем, на горизонтальном прямоугольнике лучше выглядят пейзажи – разглядывая такую картину, мы словно «прогуливаемся» по ней. Древние китайские художники создавали горизонтальные картины-пейзажи в виде свитков. Они были чрезвичайно длинными, их даже никогда не разворачивали полностью и рассматривали по частям – прогулка получалась очень продолжительной! Подходит горизонтальный формат и для картины, на которой происходит что-либо интересное, – зритель как бы становится случайным свидетелем события и лишь постепенно понимает, что именно происходит. А вот человека чаще изображают на картине вертикального формата: так его фигура привлекает к себе наибольшее внимание, а именно это является целью художника.

Существуют картины, сильно вытянутые по горизонтали, их называют фризы. Они могут изображать, например, событие с большим количеством персонажей. Картины, очень вытянутые по вертикали, тоже существуют – ведь именно такой формат лучше всего передает красоту цветка на длинном стебле, или же длинноногих и длинношеих птиц, например цапли или журавля. Обычно такие произведения имеют декоративный характер. Их размещают, в частности, вдоль стены большого зала или по сторонам дверей.

А. Головин. Портрет Беркман

С. Железняк. Форосский парк

Сравнительно редко художники выбирают для своей будущей картины квадратный формат. Эта геометрическая форма, очень устойчивая и спокойная, лучше всего подходит для изображения того, что не движется, к примеру фруктов и овощей, различных предметов быта. Однако в прошлом использовали квадратный формат чаще. Выбирали художники и другие неожиданные форматы. Например, круглые картины, называемые тондо, создавали выдающиеся художники: Сандро Боттичелли, Рафаэль Санти и Микеланджело Буонарроти. Одна из известнейших в мире картин - «Святое Семейство» Микеланджело - имеет именно такой формат, и потому ее еще называют «Тондо Дони» (Дони - имя ее заказчика).

Филипп Фейт. Семь лет великого изобилия

Микеланджело Буонарроти. Тондо Дони

Серж Филингер. Хлеб с маслом, или Завтрак художника

Северин Розен. Натюрморт

Художники, изображавшие людей, - портретисты - всегда с уважением относились к овальному формату. Обычно это был овал, вытянутый по вертикали. Но если художник изображал, скажем, двух братьев или сестер или же родителей с ребенком, вертикальный овал «клали на бок» - иначе две, а тем более три модели в нем просто не поместились бы. Овальный формат для портретов используют и сейчас - такая картина выглядит особенно торжественно и парадно.

Художники, украшавшие росписями церкви или дворцы, могли получить заказ на изображение в полукруге, который находился над главным входом, под каменной дугой - аркой.

Очень редкими являются картины треугольного формата. Художники, в том числе и современные, обращаются к нему ради эксперимента. Сюжеты из реальной жизни в таком формате вряд ли будут выглядеть убедительно, а сказочные, фантастические или просто орнаментальные мотивы - значительно лучше.

Ученические работы

Леонардо да Винчи. Леда. Рисунок к картине

А вот народные мастера и художники декоративно-прикладного искусства одинаково удачно используют все возможные форматы. Ведь круг - это тарелка или поднос, овал - писанка, прямоугольник - стена хаты либо стенка сундука, треугольник - цветастый или кружевной платок.

Однако все сказанное не означает, что не существует пейзажей в круге, горизонтальных портретов или изображений вещей в овале. Единым правилом для выбора формата всегда является лишь замысел художника.

  1. Какие форматы возможны для картин?
  2. Видели ли вы картины необычного формата? Какие именно?

Нарисуйте свои летние впечатления в каком-нибудь необычном формате. Почему вы выбрали именно такой формат? Иструменты и материалы: лист бумаги, гуашь, кисти. План работы:

  • Карандашом на листе бумаги скомпонуйте (найдите соответствующее место) изображение. Продумайте детали.
  • Подготовьте рисунок для дальнейшей работы с красками: сотрите все вспомогательные и лишние линии.
  • На палитре рядом подберите цвета. Начать работу красками лучше с тех цветов, которые вам понятны.
  • По окончании работы посмотрите на результат в целом - нет ли каких-либо деталей, которые бы мешали восприятию работы с небольшого расстояния. Для этого отойдите на несколько шагов и посмотрите на работу. Все, что вам не нравится, исправьте.

Обсудите всем классом ваши произведения. Благодаря каким приемам удалось наилучшим образом воплотить замысел?

Леонардо да Винчи (1452-1519) - выдающийся итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, ин женер. Он написал теоретический «Трактат о живописи». Художник работал в разных городах Италии. «Мадонну с цветком» («Мадонну Бенуа») и всемирно известную «Мону Лизу» («Джоконду») он создал во Флоренции. В трапезной миланского монастыря Санта Мария делле Грацие на ходится другой шедевр Леонардо да Винчи - монументальная фреска «Тайная вечеря». Последние годы жизни мастера прошли во Франции, куда его пригласил король Франциск ?.

Рафаэль Санти. Мадонна с младенцем. Рисунок к картине

Рафаэль Санти (1483-1520) - великий итальянский художник. Ранние (флорентийские) произведения Рафаэля - это в основном изображения Мадонны с младенцем на фоне прекрасного пейзажа. Позднее художник работает в Риме, где исполняет росписи парадных зал (станц) в Ватикане (1509-1511). Кисти этого мастера принадлежит знаменитая «Сикстинская Мадонна» (1515-1519). Рафаэль Санти - автор многих портретов; одна из самых лучших его работ в этом жанре - «Донна Велата», изображение прекрасной неизвестной женщины. Рафаэль работал также как архитектор.

Микеланджело Буанарроти. Мадонна Брюгге

Микеланджело Буанарроти (1475-1564) - великий итальянский художник, скульптор, живописец, архитектор, поэт. Самая значительная ранняя работа мастера - «Давид». На протяжении 1508-1512 гг. Микеланджело исполняет роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане. Темой росписи стали описанные в Библии события от сотворения мира до всемирного потопа. Позднее Микеланджело расписал также алтарную стену Сикстинской капеллы, где изобразил Страшный суд. Микеланджело - автор архитектурно-скульптурного ансамбля капеллы Медичи при церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. С 1546 г. мастер (в качестве архитектора) возглавляет строительство собора Св. Петра в Риме.

Сандро Боттичелли. Мадонна с плодом граната

Сандро Боттичелли (1445-1510) итальянский живописец и график, автор портретов, картин на разные темы, иллюстраций к поэме «Божественная комедия» Данте. Боттичелли работал во Флоренции. Творчество художника отличается особенной изысканностью. Самые известные его работы: «Весна», где изображено идеальное царство любви, а также «Рождение Венеры». Несмотря на красоту, мир, созданный Боттичелли, грустный. В старости мастер пережил душевный надлом. Его последние работы - «Рождество», «Житие св. Зиновия» - преисполнены щемящего напряжения и глубокого трагизма.

Колонковые кисти разного диаметра

Что вам понадобится для работы

В работе над рисунком важное значение имеет рабочее место. Лучше разместиться так, чтоб свет падал слева, а тень от карандаша или кисти не мешала бы видеть рисунок. Держать бумагу (альбом, планшет, склейку) лучше подальше от себя, чтоб не портить зрение. По возможности лучше иметь мольберт. Бумагу для работы нужно выбирать в соответствии с теми материалами, которыми вы будете выполнять свою работу: акварельная – для работы акварелью, ватман или бумага для черчения – для работы карандашами или тушью.

Беличьи кисти разного диаметра

Искусственные кисти разного диаметра

Склейка акварельной бумаги

Палитра с кистью

Карандаш, резинка

Карандаши разной твердости

Этюдник

Мольберт

Рейтинг@Mail.ru