19 § 19. Влияние света на цвет. Флористика

Изобразительное искусство

Учебник для 5 класса (Украина)

Предыдущая страница Изобразительное искусство Следующая страница

§ 19. Влияние света на цвет. Флористика

Испокон веков прекрасным фоном для изображения человеческих судеб и истории является природа. Она так богата и разнообразна, что можно растеряться, не понимая, с чего начинать рисование. А начинать лучше с зарисовок малых природных форм: цветов, веточек, листвы, отдельных растений. Каждая зарисовка с натуры, каждый этюд обогащают память, помогают в работе по воображению. Самое увлекательное в рисовании растений - делать открытие. Открывать, что нет двух одинаковых листочков, двух одинаковых лепестков, плодов и т.п. Каждый лепесток имеет свой цвет, который меняется в зависимости от того, освещен он или находится в тени. Каждый цветок (даже, если они оба выросли на одном кусте) имеет свой особый цвет, свою форму.

Рисуя растения в помещении, лучше выбирать боковое освещение, чтобы свет на объект изображения падал сбоку. В этом случае вы четче будете видеть конструкцию, легче определите объем. Над рисунком лучше работать при дневном свете, который не искажает цвета. Искусственный свет меняет цветовые отношения. Он привносит большое количество теплых оттенков, увеличивая количество сложных «грязных» оттенков в тенях. Особое внимание нужно уделить разнице цветов, цветовым оттенкам. Рассматривать надо все цвета вместе, сравнивая их, а не отдельно каждый. Цвет старайтесь писать таким, каким он становится в соотношении с другими (об этом мы рассказывали в теме, посвященной колориту).

Сначала вам будет тяжело правильно нарисовать зелень. Зеленый цвет чрезвычайно разный: от очень светлых, почти желтых, оттенков к глубоким сине-зеленым или даже фиолетово-зеленым, коричнево-зеленым. Старайтесь «ощутить» именно тот оттенок, который вам нужен.

Писать красками - создавать живописное изображение.

Рисуя цветы, нет необходимости создавать композицию стандартно, то есть размещая цветы в центре картины, так как это вызывает впечатление однообразия. Старайтесь хорошо скомпоновать цветы. Им не должно быть «тесно» в формате листа, чтобы не возникло впечатления, будто они «задыхаются». Цветы не могут быть неоправданно маленькими относительно листа, окружающего пространства. Иногда бывает, что цветы и сосуд, в который они поставлены, изображены одинаково тщательно, с учетом всех подробностей, случайных деталей фона. В результате все будто бы хорошо, но цветы не волнуют, не вызывают к себе интерес, потому что нарисованы без особого внимания к ним. Если работа посвящена цветам, именно они должны стать ее смысловым центром.

С. Железняк. Букет роз

Ученическая работа. Цветущая веточка

Ученическая работа. Сон-трава (зарисовка)

Ученическая работа. Лилия (зарисовка)

Ученическая работа. Жимолость

Ученическая работа. Гибискус

Ученическая работа. Сирень и тюльпаны

Ученическая работа. Астры

Ученическая работа. Мимоза

Фон не может быть ярче, чем цветы, иначе они «потеряются», исчезнут, растворятся в нем. Фон нужно передавать естественным, не надуманным, чтобы легко было представить, где находятся цветы (в помещении или на свежем воздухе). Это поможет вам выявить объем, передать игру светотени, подчеркнуть фактуру, материальность, прозрачность нежных растений. Сам цветок тоже должен быть изображен не только как яркое пятно, но и как сложная форма со своей особой игрой светотени.

Цветок - это не только цвет и силуэт, но и объем, это уникальное произведение. Нигде в мире не найдется ее двойника. Очень важно тонко ощутить именно его цвет, оттенок, который отличает его от других. Живые цветы - яркий эмоциональный образ. Вы создаете свое видение, свое произведение искусства.

Если вы рисуете на пленэре, в тени, освещенные части натуры будут иметь холодный оттенок под влиянием рефлексов неба, а теневые - теплый. Если на натуру падает прямой солнечный свет, освещенные участки становятся теплыми, будто насыщаются теплом солнца. В этом случае тени станут холодными и только в рефлексах снова появится «тепло». Как и в черно-белых ботанических зарисовках, вам надо очень внимательно вглядываться во все детали. Именно они являются тем неповторимым, «портретным», что есть в растении. Кто ощущает природу, понимает ее, познает много тайн, доступных только наблюдательному и внимательному человеку.

  1. Как меняются цвета в помещении при дневном и искусственном освещении?
  2. Как меняются цвета при прямом солнечном освещении и в тенях?

Сделайте зарисовку с натуры цветов в вазе или комнатного цветка в горшке. Подумайте, какое настроение вы хотите передать в своей работе.

Инструменты и материалы: лист бумаги, акварельные краски, карандаш, резинка, кисти.

План работы:

  • На листе бумаги скомпонуйте изображение.
  • Сравните пропорции разных частей изображения между собой.
  • Выберите, в каком колорите будет выполнена ваша работа.
  • На палитре заранее поищите цветовые соотношения и выберите те, которые лучше всего отвечают вашему замыслу.
  • В конце посмотрите в целом на свою работу, исправьте ошибки, сделайте уточнение. Определите акценты.
  • Сохраните работу, ведь она понадобится для упражнений по декоративно-прикладному искусству.

Дерегус Михаил Гордеевич (1904-1997) - известный украинский живописец и график. Работал в Харькове и Киеве. Классическими стали исторические картины мастера, посвященные преимущественно временам казачества («Рождение песни», триптих «Дума о казаке Голоте»). Но самая важная тема творчества художника - Тарас Шевченко. На протяжении всей жизни Дерегус обращался к образу Кобзаря, эпизодам его биографии («Т. Шевченко в науке у дьяка», «Тарас-пастух», «Т. Шевченко - студент Академии искусств» и др.). Он один из лучших иллюстраторов поэзии и прозы Тараса Шевченко. Дерегус иллюстрировал также произведения Н. Гоголя («Тарас Бульба»).

М. Дерегус. Тарас Бульба

Методы работы акварелью

Лессировка. Метод наложения одного цвета на другой. При этом сначала делают подмалевок, а позже накладывают краски, наслаивая один оттенок на другой. Тот слой краски, который вы положите первым, будет как бы просвечиваться сквозь верхний. Начинать лучше с более холодных оттенков, сверху, потому что краска при стекании сползает сверху вниз.

Alla prima. Переводится это название с итальянского как «сначала». Это отражает главный принцип метода – все оттенки пишутся в полную силу с первой попытки, сразу принимая во внимание и детали. Такой метод хорошо подходит для быстрых зарисовок.

По-мокрому. Для работы по-мокрому надо сначала увлажнить бумагу, на которой будет выполнена работа. Бумага должна быть влажной, но без лишней воды. Краска при таком методе ложится мягко, без четких контуров. Цветовые оттенки надо стараться смешивать на палитре сразу верные, хотя, если где-то ошиблись, то осторожно на кончике кисти можно добавить другой цвет, который мягко растечется.

Рейтинг@Mail.ru