Изобразительное искусство

Учебник для 5 класса (Украина)

Предыдущая страница Изобразительное искусство Следующая страница

§ 13. Из чего состоит книга

Книга состоит из многих элементов, которые нуждаются в художественном оформлении. Оно начинается уже с обложки. На ней указывается название книги и имя ее автора. В XX в. книги начали «одевать» в суперобложки. Листы с текстом, сшитые в тетради, называют книжным блоком.

В больших, толстых книгах книжный блок к обложке прикрепляется с помощью форзаца — согнутого пополам листа плотной бумаги. Иногда форзац украшают рисунком, а иногда оставляют однотонным.

Страница в начале книжного блока, на которой располагается основная информация о книге (ее название, имя автора, название издательства), называется титульная, или титул. Иллюстрация напротив титульной страницы называется фронтиспис.

Если книга делится на разделы, то их друг от друга отделяют шмуцтитулами — страницами, на которых указаны названия разделов. Часто их также украшают иллюстрациями. Сами иллюстрации бывают нескольких видов: иллюстрация, которая занимает две соседние страницы, называется разворотная, на одну страницу — страничная, на полстраницы — полустраничная и т.д.

Иллюстрации, орнаменты, нарядная суперобложка, украшающие книгу, превращают ее в художественное произведение.

Основные элементы конструкции книги: 1 – обложка; 2 – форзац; 3 – книжный блок

Элементы художественного оформления книги Роберта Льюиса Стивенсона «Остров сокровищ» (художник А. Михнушов): 1 - заставка; 2 - полустраничная иллюстрация; 3 - страничная иллюстрация.

Книгу вообще создают и оформляют так, чтобы читателю было удобно ею пользоваться.

  1. Где в этом учебнике обложка, титул, форзац, шмуцтитул, иллюстрация?
  2. Какие произведения вы сейчас изучаете на уроках литературы? Какие эпизоды вы выбрали бы для иллюстрирования. Почему?
  3. Какой эпизод вы предпочли бы для оформления обложки? Почему?

Сделайте всем классом книжку-раскладушку на тему 12 месяцев, времена года или другую, которую вы выберете.

Инструменты и материалы: лист бумаги, гуашевые или акварельные краски, карандаш, резинка, кисти, фломастеры, гелевые ручки.

План работы:

  • Составьте план работы над будущей книгой (не забудьте об обложке).
  • Распределите работу между собой. Пусть каждый создаст отдельную иллюстрацию.
  • В конце урока склейте иллюстрации в виде гармошки.
  • Обсудите полученный результат.
  • В какой технике созданы иллюстрации?
  • Какую роль играет в книге размер шрифта?
  • Помогает ли художественное оформление раскрытию содержания? Чем, по вашему мнению, это подчеркивается?

Ученические работы. Книжки-раскладушки

Рейтинг@Mail.ru