Изобразительное искусство

Учебник для 5 класса (Украина)

Предыдущая страница Изобразительное искусство Следующая страница

§ 12. Иллюстрация

Иллюстрация (от латинского прояснять) - это изображение, которое объясняет и дополняет литературный текст. С иллюстрациями мы сталкиваемся в книгах, журналах, можем увидеть их и в древних рукописях. Замечали ли вы, что иллюстрированные книжки читать намного интереснее? Книга становится более содержательной, больше рассказывает нам. Мы узнаем не только о том, что случилось с героями, но и какие они были, можем увидеть более детально их одежду, предметы вокруг них. Даже хорошо зная сюжет, иллюстрированную книгу хочется рассматривать снова и снова. Потому что такая книга - художественное произведение.

Первыми иллюстрациями считают цветные рисунки, которые украшали древнеегипетские папирусы. Их сворачивали в свитки.

В начале нашей эры появился пергамент. Его делали из обработанной кожи ягнят. Сначала пергамент также сворачивали в свитки, но с IV в. его стали нарезать на отдельные листы и сшивать в тетради, а несколько тетрадей - в кодекс, то есть знакомую нам книжку. Форма кодекса оставалась неизменной и тогда, когда вместо ценного пергамента начали применять бумагу. Она используется и в наше время. В кодексах, как и в свитках, иллюстрации соответствовали фрагменту текста, возле которого они размещались. Они назвались миниатюры (от латинского наименования красной краски - миниум, которая преобладала в старинных иллюстрациях). Художник также украшал книгу орнаментами и художественно оформлял первую букву раздела - инициал.

Евангелист Лука. Миниатюра из Евангелия ХIII в.

Свиток

Кодексы (украинские старопечатные книги)

К лучшим образцам высокохудожественных книг относятся: Остромирово Евангелие (древнейший памятник украинской письменности времен Киевской Руси), киевский Псалтырь (XIV в.), а также выдающийся «Великолепный часослов герцога Жана Беррийского» (XV в.), проиллюстрированный братьями Лимбург, в котором они создали 71 миниатюру. Миниатюры посвящены месяцам года и изображают разные сцены из жизни людей. Подобные старинные книги можно увидеть в музеях Украины, в частности в Музее книги и книгопечатания на территории Киево-Печерской лавры.

Братья Лимбург. Июнь. Миниатюра из «Великолепного часослова герцога Жана Беррийского»

В XV в. в книжном деле произошел переворот: книги начали печатать. Печатными стали и иллюстрации. В XVI в. типографии возникают и в Украине. Среди лучших тогдашних украинских граверов почетное место принадлежит Илье, который в XVII в. работал в Киеве в Лаврской типографии. Со временем техника печати совершенствовалась.

В начале XX в. художники петербургского объединения «Мир искусства» начали рассматривать книгу как своеобразный ансамбль, единое целое, которое составляли: литературное содержание, шрифт, оформление обложки и страниц, иллюстрации. Эти прогрессивные принципы книжного оформления воплотил в своем творчестве выдающийся украинский график Г. Нарбут. Его произведения являются жемчужинами украинского искусства XX в.

К пониманию книги как произведения искусства художники снова вернулись в 1960-х годах. Тогда появились книги с иллюстрациями С. Адамовича, А. Базилевича, Г. Якутовича и др., которые до сих пор являются гордостью украинской графики.

  1. Иллюстрации к какой сказке, рассказу или повести, изученным на уроке литературы, вы можете вспомнить. Почему они вам запомнились?
  2. В какой технике выполнены иллюстрации в вашей любимой книге? Как вы думаете, зависит ли выбор графической техники, в которой выполняются иллюстрации, от сюжета литературного произведения?
  3. В какой графической технике вы выполнили бы иллюстрации к своей любимой сказке, рассказу, повести? Почему?

Ученические работы. Иллюстрации к сказкам

Пользуясь советами в учебнике о том, как создавать иллюстрации к литературному произведению, сделайте иллюстрацию к любимой книге (или проиллюстрируйте произведение литературы, которое вы сейчас изучаете на уроках литературы).

Этапы работы над иллюстрацией

Читая любое литературное произведение, мы мысленно или на отдельном листе бумаги намечаем самые выразительные эпизоды, которые больше всего запоминаются. Потом наступает очередь эскиза.

  1. На эскизе мы разрабатываем варианты характеров персонажей, их движения, композиционное положение относительно друг друга. Можно заглянуть в книги по истории костюмов (если произведение историческое), в энциклопедии о животных (если речь идет о них), поинтересоваться, как подобные задачи решали художники. Это не означает, что надо перерисовывать их произведения, следует лишь брать с них пример, делая свою оригинальную иллюстрацию.
  2. Эскизов-поисков должно быть несколько, потому что первое решение не всегда бывает самым лучшим. Остановившись на наиболее удачном эскизе, мы начинаем его детализировать. В иллюстрации крайне важно не делать расхождений с текстом. Если написано, что платье красное, а глаза синие, то так и должно быть в иллюстрации, а не наоборот. Для любого изменения должно быть обоснованное объяснение.
  3. Детали в иллюстрации должны «работать» на раскрытие содержания. Лишние подробности, если они хорошо подобраны и уместны, сделают сюжет более интересным. А если они подобраны неудачно, то только запутают зрителя, сделают работу непонятной.
  4. Последний, подготовительный, этап (если иллюстрация цветная) – эскиз в цвете. Искусство иллюстрации довольно демократично, то есть не ограничено жесткими правилами. Рисунок можно размещать в круге, квадрате, брать в рамку, «выходить» за границы рамки, делать рисунок до самого края страницы («навылет»), со «свободным краем», цветной, тональный, двумя цветами и т.п. Главное, чтобы его сюжет соответствовал содержанию литературного произведения и раскрывал его.

Этапы работы над иллюстрацией

Рейтинг@Mail.ru