Учебник по ИЗО для 8 класса

Изобразительное искусство

       

Изображение в театре и кино

Мы говорили о том, что кино, театр и телевидение имеют визуальное родство с многообразным изобразительным миром. Но родственность эта у театра — одна, а у экранных искусств — другая.

Рисунок, созданный на бумаге, и фильм на экране создают иллюзию трёхмерного пространства и глубины. На самом деле это изображения на плоскости, имеющие один и тот же плоскостной двухмерный характер. В кино и на телевидении главный элемент, без которого они и существовать не могут, — изображение. В театральном спектакле плоскостное изображение на заднике или занавесе не самое главное. Самым главным, без чего не бывает театра, является актёр. Выйдет он на площадь, расстелет коврик — вот вам и театр!

Художественное впечатление от происходящего на сцене возникает у нас в основном благодаря актёру. Искусство актёра сродни не рисунку, а скорее скульптуре. Актёры — это, можно сказать, постоянно меняющие свою форму и смысл «живые скульптуры». Благодаря актёрской пластике и мимике обретает свою глубину произнесённое слово, становится видимым борение мыслей и чувств. В смене стремительных или плавных движений проступает психологическая и эмоциональная суть спектакля, рождается его зримый образ.

Поведение, речь, движения персонажа на сцене и в жизни не одно и то же. На сцене вполне могут существовать понурая походка или сбивчивая речь как средство выражения какой-то мысли, деталь в создании образа. В театре не бывает ничего случайного, не работающего на роль, на атмосферу спектакля. Каждое движение и поза, на театральном языке — «мизансцена», должны быть выразительными, а не «бытовым мусором».

Образная выразительность скульптуры и сценического движения едини, потому что говорят они на одном языке пластики человеческого тела, (недаром изобразительные искусства называют ещё и пластическими.)

Говоря о театре, мы чаще всего подразумеваем драматический спектакль. Но искусство театра не ограничивается драмой. Существуют разные жанры сценического искусства, балет, опера, оперетта и многое другое.

В процессе развития театра появились балет, основанный на искусстве движения и танца, т. е. хореографии, опера, основанная на искусстве вокала, и другие виды театральных зрелищ.

Также, когда говорят о кино, зрители имеют в виду прежде всего фильмы, в которых играют актёры, т. е. игровые фильмы, чаще называемые художественными. В игровых (художественных) фильмах, помимо изобразительной природы, ощущается и актёрски-игровое начало, наглядно проступает родство с театральным искусством. В документальных и анимационных (мультипликационных) фильмах основа и главное выразительное средство — изображение.

В какой-то степени о художественном фильме можно говорить как о спектакле, конечно, в экранном виде и говорящем со зрителем на языке кино. Игровой кинематограф всегда впитывал все веяния театрального искусства, в особенности когда на экраны пришёл звук: слово и музыка!

Границы театральных, музыкальных и эстрадных жанров подвижны и меняются в зависимости от запросов времени. Так в недрах классической оперы родились опера-буфф, комическая опера, которые способствовали появлению жанра оперетты, вобравшей в себя лёгкую музыку, вокал и танец. Затем возник жанр мюзикла, а уже в наше время — шоу.

Благодаря общей зрелищно-игровой природе всё наработанное театром с завидным успехом и лёгкостью шагнуло со сцены сперва на киноэкран, а затем и на телеэкраны. Мы стали свидетелями всё возрастающего разнообразия жанров визуальных зрелищ, приобретших миллионную аудиторию.

Телевидение вносит свою лепту в создание всё новых и новых игровых зрелищ: «КВН», «Что? Где? Когда?», «Спокойной ночи, малыши!», «Интуиция» и т. д. Вместе с тем эволюционируют, не сдавая своих позиций, цирк и кукольный театр.

Новую жизнь обрёл благодаря творчеству Марселя Марсо жанр пантомимы, основанный исключительно на пластике тела, образности и метафоре жеста. Вобрав в себя традиции буффонады и гротеска, пантомима без слов говорит со зрителем на языке «театральной скульптурности». Поэтому пантомима более всех театральных жанров близка изобразительному искусству.

Современные сценические зрелища различны не только по жанрам, но и по масштабам аудитории, к которой они обращаются. Наряду с шоу и концертами, проходящими в огромных залах и на стадионах, уверенно себя чувствуют и маленькие камерные театры, театры-студии и лаборатории. В небольших залах актёры и режиссёры разрабатывают новые пути и возможности древнего, но бесконечного искусства сцены.

Именно со студий в начале XX в. началось мировое торжество театральных идей к. С. Станиславского, Е. Б. Вахтангова, В. Э. Мейерхольда, М. А. Чехова, А. Я. Таирова, Б. Брехта, А. Арто, Е. Гротовски.

В маленьких залах, зачастую без сцены, актёры играют в непосредственной близости от зрителя практически с глазу на глаз. Ищутся новые выразительные формы актёрского общения и игры.

В разнообразии театральных афиш мы можем увидеть театр импровизаций и театр одного актёра, но в большинстве спектаклей занято много актёров, и произносят они слова, придуманные не ими, а драматургом. Сочинение текста для спектакля — самостоятельное театрально-литературное искусство, называемое драматургией.

Великие реформаторы театра: драматурги Б. Шекспир, Ж.-Б. Мольер, A. П. Чехов и режиссёры К. С. Станиславский, B. Э. Мейерхольд, Б. Брехт

Драматургия (пьеса, инсценировка, либретто) — основа любого сценического произведения.

В каждом областном городе, а не только в наших столицах есть драматические театры и очень хорошие актёры, интересные режиссёры, талантливые художники. При этом никогда не забываются молодёжь и дети: в нашей стране много театров юного зрителя и кукольных театров, в которых играют как для маленьких, так и для взрослых.

Московский Художественный театр имени А. П. Чехова (МХТ). На его сцене начала свою жизнь современная драматургия и театр XX века.

Пьеса отличается от других литературных жанров тем, что автор пишет в ней только диалог — текст, который на сцене произносят актёры.

Пьеса — основа творчества театрального художника. Вместе с режиссёром и актёрами он придаёт сценическую жизнь и зримый облик каждому слову пьесы. Образность и замысел драматурга находят воплощение в стиле и характере оформления спектакля.

Памятник великому русскому драматургу А. Н. Островскому у Малого театра в Москве

Истинная сценическая жизнь спектакля берёт начало от слова и мысли драматурга, но воплощается в паузе и движении актёров, расположении вещей на сцене, характере освещения.

Однако роль капитана на театральном корабле принадлежит режиссёру. Режиссёр не только даёт свою трактовку пьесе (поэтому по одной и той же пьесе можно поставить бесконечное множество разных спектаклей), но и определяет задачи и стиль актёрской игры. Ему принадлежит организация действия на сцене и решение визуального образа спектакля в целом. В общей идее спектакля, предложенной режиссёром, объединены актёры, художник и композитор. Это не позволяет им работать по принципу «делаю что хочу», а требует от каждого большого мастерства в своём деле, чтобы его творчество служило успеху общего замысла.

Наряду с профессиональным театром во всём мире существует любительский, непрофессиональный театр. вокруг нас множество самых различных самодеятельных коллективов: студенческих и клубных, этнографических и реабилитационных (это проявление «арт-терапии», ибо искусством можно лечить), семейных и школьных, в которых ставят драматические и музыкальные спектакли, сказки и комедии.

Русский театр и его достижения — гордость нашей страны. Станиславский, Мейерхольд, Михаил Чехов, Шаляпин, Уланова, Плисецкая — эти имена известны всему миру.

Самый первый русский драматический театр, носящий сейчас имя своего создателя — актёра Фёдора Волкова, был основан в 1750 г. в Ярославле.

За рубежом режиссёр часто собирает актёров для создания одного спектакля. Арендуется театральная площадка, и спектакль играется каждый вечер, пока на него ходит публика. Такой тип театра называется антреприза. Существует он и у нас. Однако мировую славу снискал русский репертуарный театр, т. е. театр, у которого всегда в афише есть несколько спектаклей, играющихся в определённой очерёдности (репертуар), в репертуарном театре существуют постоянная актёрская труппа, режиссёры и художники. Из старых русских театров наиболее знамениты Большой театр и Малый театр в Москве, Московский художественный театр; Мариинский театр и Александрийский театр, Малый драматический — театр Европы и Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова в Санкт-Петербурге.

Каждый зритель воспринимает спектакль в соответствии с уровнем своей культуры, художественных знаний и опыта. Замыслы и усилия режиссёра, художника и актёров окажутся «непрочитанными», если зритель театрально безграмотен и эмоционально глух. У учебника нет задачи быть руководством по созданию спектакля, тем более сделать вас художниками-сценографами или актёрами. Но сделать вас чуткими и грамотными зрителями мы бы хотели.

Неповторимость театра — в непосредственной игре и живом общении. Поэтому важно не только слушать учителя, но и самим выполнять сценические задания.

Искусство театра можно изучать, читая книги или смотря телевизор — «извне», но лучше всё-таки это делать «изнутри», ощущая магию сценического творчества на собственной практике (например, постигая скульптурную выразительность театральной пластики).

Задание

Учебно-исследовательское

Создайте индивидуальную или коллективную аналитическую работу на тему «Что сближает и что отличает спектакль и фильм?», в которой рассмотрите особенность непосредственного контакта со зрителем в спектакле, а также укажите, в чём состоят задачи драматурга и режиссёра.

Работу выполните в форме реферата или устного сообщения (с привлечением для раскрытия темы иллюстративного материала из книг, журналов или Интернета). Презентация и обсуждение работы на уроке.

Вопросы для самопроверки

  1. Какие виды искусства и почему называются синтетическими? В чём различия между спектаклем и фильмом?
  2. Кто и как участвует в коллективном творчестве по созданию спектакля?
  3. Какие существуют жанры спектаклей и кинофильмов?

Работа над спектаклем (как и над фильмом) начинается с формирования творческой группы и выбора драматургического материала (пьесы, инсценировки сказки, рассказа или небольшого сюжета собственного сочинения).

В ходе творческого проекта «Театр — спектакль — художник» выберите свою будущую «театральную профессию»: художник, режиссёр-сценарист или актёр, чтобы в творческих заданиях проверить свои сценические возможности.

Рождению спектакля предшествует большая подготовка: анализ текста, этюды и репетиции актёров, эскизы и макеты художника и многое другое.

Жест — язык выразительности в скульптуре и на сцене

Как в живописи или музыке существует этюд, так и в театре есть подобная форма работы. Сценический этюд — это небольшая сценка, упражнение на определённую тему, являющееся чаще всего этапом создания роли, ступенькой в подготовке спектакля.

В основе творчества художника лежит раскрытие содержания пьесы и замысла режиссёра. Они вместе решают: про что будет спектакль, т. е. каков его смысл, и что хотим сказать зрителю своей постановкой, какова её сверхзадача. Затем определяются творческие задачи художника и актёров: где происходит действие спектакля и как оно должно выглядеть на сцене. Также решается, что и зачем играют актёры в каждой сцене, т. е. какова их линия действия в спектакле или этюде.

Пластический этюд «Прощание»

Всё созданное художником и актёром должно иметь смысл и быть выразительным. каждая деталь на сцене, придуманная художником, слово и жест актёра не могут быть случайными. Актёр, подобно художнику, создаёт зримый облик спектакля с помощью живой и динамической скульптурности своей пластики.

Задание

Творческое

Проектно-сценический практикум
«Театр — спектакль — художник»

После создания творческих групп и выбора театральной профессии:

  • для художников: фантазирование на тему облика спектакля (предлагаемого режиссёром) в виде набросков и словесных комментариев к ним, а также предложения, как это сделать на сцене;
  • для режиссёров-сценаристов: объяснение выбора темы для постановки и предложение тем для этюдов. Разработка их замысла (что и про что играем; как и где играем), определение актёрских задач в этюде;
  • для актёров: фантазирование на тему предложенной роли («Как бы я её сыграл и что в ней главное?»); упражнения «Живая скульптура»: воплощение в статичной позе (без слов) образно-пластической выразительности на выбранную тему («Мольба», «Победа», «Футболисты», «Мечта», «Нежность», «Раздумье», «Свободу!», «Горе» и т. п.).

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru