Учебник по ИЗО для 8 класса

Изобразительное искусство

       

Искусство — зритель — современность

Время течёт стремительно. Человек хочет остановить его, чтобы сохранить миг счастья, себя, своих близких. И только искусство — Божественный дар художника — может сделать это, запечатлев нашу жизнь на картине и на сцене, в песне и в фильме. Искусство живёт дольше нас!

Люди вокруг нас разные, и живут они по-разному: в соответствии со своими взглядами, пристрастиями и своим пониманием ценностей жизни. Есть люди, живущие без искусства, без картин и спектаклей, и ничего — не умирают. И есть люди, заполняющие залы и стадионы, чтобы услышать любимых артистов, выстаивающие длинные очереди на концерты и выставки.

Размышляя о роли искусства в жизни человека, надо иметь в виду человека, созидающего новый мир, активного участника жизни своей семьи, страны, общества. Какой путь избрать, как и для чего жить, решает каждый самостоятельно. За свою жизнь прежде всего отвечаешь ты. Один путь ведёт во тьму и вниз бытия, другой — к свету и ввысь.

Искусство — один из кирпичиков лестницы, ведущей вверх, к ощущению полноценности и красоты жизни. Искусство можно сравнить с живой водой и молодильными яблоками. Действительно, не медицина и лекарства делают человека духовно здоровым, а умение радоваться, быть милосердным, понимать других людей.

(С. Дали. Постоянство памяти)

Искусство и культура дают духовное наполнение нашим поступкам, без этого человек может превратиться в зверя.

Искусство — не нечто застывшее. Это движущаяся и развивающаяся материя, которая развивается, однако, по своим внутренним законам. Есть ли прогресс в искусстве? Можно ли сказать, что рисунок Пикассо лучше рисунка Леонардо, а телесериал в технологии 3D лучше фильмов Феллини?

(В. В. Кандинский. Композиция № 16)

В большинстве своём, как показывают исследования, зритель более консервативен в своих пристрастиях и вкусах, чем художник. Художник и зритель: они вместе или врозь? Часто зритель не успевает за развитием поиска у художника, а часто просто не разделяет его новаций и экспериментов.

Без поиска и эксперимента нет движения вперёд. Но каждый ли эксперимент ведёт вперёд? Каждая ли новация осуществляется ради развития художественного языка и мысли? Современное искусство сравнимо с бурлящим варевом, в котором перемешано истинное и фальшивое, искренность заблуждений и преднамеренность ложного успеха.

Восприятие искусства требует определённого уровня культуры и подготовки. Это в равной мере касается классического и современного искусства.

Саморазвитие — важнейшее условие формирования и развития художественного вкуса и интересов человека.

Определяется ли истинная цена картины или фильма ценником, прикреплённым к нему на артрынке? Нет, настоящая цена искусства — в непреходящей истинности его откровений, которые подтверждаются временем. Искусство бесценно, как воздух. Ибо оно и есть воздух, необходимый человеку, чтобы быть человеком — чувствующим, осознающим и сострадающим.

Истина, правда искусства больше правды реальности. Искусство существует не для художников, искусство имеет смысл только тогда, когда оно нужно зрителю, каждому из нас.

Часто понятые современного подменяется понятием модного, но модное вовсе не обозначает художественно истинное.

В искусстве всегда есть поток и пена: высокое искусство и массовое искусство. И то и другое востребовано людьми, поскольку существуют разные уровни культуры.

С возникновением каждой новой технологии в искусстве рождалась буря суждений о смерти предшествующего искусства. Утверждали, что газета убьёт литературу, фотография — живопись, кинематограф — театр, телевидение — кино, а Интернет — всех их вместе. Но как говорил Марк Твен: «Слухи о моей смерти сильно преувеличены». Ны одно последующее искусство не отменяет предыдущее, наоборот, в творчестве художника открываются новые перспективы и цели.

Настоящего искусства всегда мало. Его редкость — следствие редкости большого таланта. Не случайно говорят о таланте: «Дар Божий». Гений как бы обобщает и воплощает труды и чаяния многих художников, предшествующих ему. Появление Леонардо да Винчи оплачено годами и усилиями многих поколений художников. В нём, в гении, сконцентрировано напряжение всей предыдущей художнической мысли и во многом её последующее развитие. Он прозревает на века, а потом мы долго-долго догоняем его и постигаем истины, сказанные им.

Искусство хранит для нас непреходящие ценности — красоту мира и человека — в произведениях мастеров разных стран и времён.

        С. Боттичелли. Рождение Венеры
        Рембрандт. Портрет Саскии
        И. И. Левитан. Над вечным покоем
        М. А. Врубель. Демон
        В. А. Серов. Девочка с персиками

Художник работает над картиной долго, он хочет постичь суть изображаемого и найти язык его выражения. И идёт он к этому порой годами, а иногда и всю жизнь. И что же? Спешно пробегая по музейному залу, ты надеешься увидеть и понять, что сказано в картинах Эль Греко, Врубелем, Матиссом или Филоновым? Ты можешь смеяться над увиденным: «И я так могу — мазня!» Но это не значит, что ты что-то понял и тем более можешь подобное изобразить. Настоящее искусство — это не развлечение и отдых. Великое на то и великое, что требует для его постижения и восприятия напряжения, работы мысли и духа, сопереживания и, конечно, знаний.

Постигая искусство, ты поднимаешься на его высоту, и тогда «Земля — твоё, мой мальчик, достояние, и более того, ты — Человек!».

Задание

  • Заключительное занятие проводится как открытая трибуна или дискуссия на тему «Роль и значение искусства в жизни человека и общества». Необходимо исследовать положительное и отрицательное влияние средств массовой коммуникации на общественное сознание, выявить личные критерии одноклассников при оценке телезрелищ, обсудить значение мирового художественного наследия в жизни человека как основы его духовного и жизненного становления.

Итоговый просмотр творческих работ.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru