Учебник по ИЗО для 8 класса

Изобразительное искусство

       

Видеосюжет в репортаже, очерке, интервью

Информационные телепередачи (новости всех форматов, аналитические выпуски и др.), как и новости он-лайн, строятся на репортажных видеосюжетах. Репортаж — это сообщение с места события, которое произошло или происходит. Репортажные видеосюжеты занимают важнейшее место не только на экранах телевизоров и в Интернете, но и в вашей съёмочной практике. Типичный пример — видео на тему «Первое сентября», «Последний звонок», «На соревнованиях» и т. п.

Термин сюжет пришёл в телепрактику из журналистики (был заимствован из литературы) и обозначает краткое экранное повествование о каком-либо событии. Не следует забывать, что мы определяли фильм не только как движущееся изображение, но и как рассказ в картинках. В видеосюжете главное — экранный рассказ о событии. Его повествовательная ткань предстаёт перед нами в экранных жанрах репортажа, очерка, интервью.

Репортаж предполагает наиболее точную и объективную, если можно сказать, «безличную» информацию о событии. Видеорепортажи и очерки, в отличие от видеоэтюдов, сюжетно строятся на тексте, а не на изображении. Тем не менее есть такие репортёрские видеохроники, которые ясны и впечатляют без всяких комментариев.

Звуковая палитра в фильме состоит из музыки, шумов и слова (в различных речевых видах: диалог, внутренний монолог и текст от автора). По характеру технической записи звук делится на синхронный (записанный одновременно со съёмкой) и наложенный (добавленный к картинке). Раньше из-за несовершенства звуковой аппаратуры проблемой была синхронная запись музыки или интервью вне студии, а затем не меньшие сложности составляло соединение записанного звука с уже снятой картинкой. Теперь проблема в ином. Любая видеокамера записывает во время съёмки и нужный, и ненужный звук. Отделение автоматически записанного звука от конкретной картинки и её монтажное соединение с другим звуком, выбранным по воле и замыслу автора, составляет суть экранно-художественного творчества.

Фрагмент репортажа об уличном происшествии, который мы видим, идёт в сопровождении закадрового дикторского текста, сообщающего информацию о количестве аварий в городе и причинах приводящих к ним. Хроника происшествия включает в себя короткие комментарии о произошедшем работников ГИБДД, медиков и очевидцев. Репортаж сценарно и монтажно выстраивается так, что он не акцентирует наше внимание на трагических деталях, а ещё раз призывает к вниманию на дорогах. Перед оператором-профессионалом и любителем всегда стоит вопрос, что можно и что нельзя показывать в кадре. Существует незримая художественная и этическая грань, перейдя которую можно вместо документального телефильма получить какое-либо специальное видеопособие, например по хирургии. Снимая свои видеорепортажи, помните об этом и будьте кинохудожниками, а не подглядывающими в замочную скважину.

К сожалению, авторы многих сюжетов и передач грешат тем, что забывают об этике и человечности, когда обращаются к трагическим или печальным событиям нашей жизни. Не снимайте только из любопытства или тем более ради забавы. Помните, человека может ранить не только нож, но и видеоролик, ставший достоянием зрителей!

Слово может звучать в кадре, когда его произносят герои, может звучать за кадром как авторский текст, как размышления героя — его «внутренний монолог» (логически выстроенный или подобный свободному течению мысли.

Репортаж и очерк могут вбирать в себя элементы интервью. Но интервью на телеэкране и в любительской практике может существовать как самостоятельный жанр.

Перед вами два художественных подхода к раскрытию одной и той же темы «Воспоминания». В сюжете «Мой дед — фронтовик» юные авторы решают её в жанре интервью. По их раскадровке и кадроплану становится ясен видеоряд будущего фильма.

Moй дед — фронтовик (кадроплан)
* На экране фотография молодого сержанта.
* За кадром текст: «Мой прадед Виктор Антонович Белов во время Великой Отечественной войны пятнадцатилетним пареньком ушёл в партизанский отряд, а потом стал бойцом красной Армии и дошёл до Берлина».
* Парк, крупно листья, ветки, камера отъезжает, на скамейке пожилой человек.
* «Дедушка, а что тебе больше всего запомнилось из тех времён?» — задаёт вопрос внучка-корреспондент.
* Далее мы видим лицо деда-ветерана и слышим его рассказ.
* Руки перебирают старые фотографии. Фронт. Его танк. Друзья, погибшие и выжившие в кровавых сражениях. «А этот орден ты за что получил?» — спрашивает внучка.
* Крпн. Лицо. Он вспоминает. Он как бы и здесь и там в прошлом.
* Общ. Сквозь листву видна скамейка, слышны голоса играющих малышей.

Иной ход решения темы воспоминаний в сюжете «Родная деревня». Здесь использован приём внутреннего монолога, когда герой в кадре молчит, а за кадром звучат его мысли. По кадрам и сценарной записи мы легко можем представить этот фильм на экране.

Родная деревня (кадроплан)
* Крпн. Прыгают среди ветвей за окном воробьи. Слышны звуки машин на улице, в доме тикают часы и тихо звучит радио.
* Женский голос за кадром: «надо же, сколько снегу навалило... В деревне, небось, и не разгрести».
* На экране пожилая женщина смотрит за окно и вспоминает свою деревню, родных. Душой она сейчас там. Общ. Деревня. ПНР.
* Крпн. Сквозь ветви — заснеженная крыша дома.
* «Печь, наверное, растопили сейчас, и может, Нинка блины печёт. Блины у неё всегда вкусные...» Фонограмма деревни. Слышны звук пилы и лай собаки. «Кирюха с Павликом — уже с дровами, видать управились. Пилят любо-дорого смотреть!»
* Срдн. Сверху. Мужчины пилят брёвна.
* Голос за кадром: «И Митенька без дела не сидит. Уж чего-то да делает, помогает».
* Срдн. Мальчик колет дрова.
* Срдн. Поленница.
* Слышен звук топора и чириканье птиц.


Обратите внимание, авторы использовали тот же материал, что и в этюде, а как изменился характер экранного повествования.


Введение авторского мнения, проявление своей позиции и личных комментариев превращают репортаж в очерк. Очерк, как и репортаж, даёт информацию о людях и событиях. Но это уже не чисто новостное сообщение, а рассказ, включающий в себя исторические или иные мотивы, параллели с другими событиями, размышления автора о героях очерка. Так, тема «Первое сентября» может включать в свой сюжет интервью с родителями и первоклашками, обращение директора и рассказ старшеклассников о прошедшем лете, о планах на будущее. Подобное раскрытие темы и авторские комментарии переводят ваше видео из жанра репортажа в жанр очерка. Грани между жанрами зыбки и достаточно условны.

Перед вами фрагмент очерка «Здравствуй, школа!», снятый вашими сверстниками 1 сентября. Рассказ в фильме ведётся от их лица и видится их глазами.

Авторы стремятся уйти от узких рамок привычного сюжета и расширить его как в изображении, вводя тему конкурса рисунков на асфальте, съёмок в школьном музее, так и в закадровом тексте, который строится как диалог одноклассников, сохраняющий живые непосредственные интонации общения. Кроме интервью с друзьями, любимыми учителями, первоклассниками и их родителями, официальной хроники (традиционное обращение директора и напутствие совета школы), в очерке есть хроника того 1 сентября, когда они сами в первый раз переступили порог школы. Сравнение их сегодняшних и вчерашних делает очерк интересным для зрителей. В очерке часто применяется приём контрапункта, когда на экране видим одно, а за кадром речь идёт о другом, видеоочерк заканчивается концертом, материал которого используется авторами в дальнейшем для создания видеоклипа.

Задание

Учебно-исследовательское

  • Проанализируйте телевизионные репортажи, интервью и телезарисовки как особую форму художественного творчества, имеющую документально-информационную основу; определите творческие задачи любительского кино в этих жанрах (на примере домашних видеоработ).

Вопросы для самопроверки

  1. Какие режиссёрско-операторские задачи стоят перед снимающими репортаж или интервью?
  2. В чём различие киноязыка в этюде и репортаже?
  3. Какие виды звукового оформления вы знаете и какова специфика их применения?

Телевидение, создавая самые различные передачи, фрагментарно использует в них репортажные сюжеты и интервью. В чистом виде интервью представляет собой беседу (с одним-двумя или несколькими собеседниками), когда интервьюер задаёт вопросы, а человек в кадре отвечает на них. Простейшее решение: камера направлена на героя, мы слышим вопросы невидимого интервьюера и отвечающего героя в кадре. Чем дольше длится разговор и камера держит на одном плане говорящего, тем скучнее и невыразительнее выглядит на экране подобное зрелище (так называемые говорящие головы).

Язык экранных образов всё время меняется, расширяется особенно благодаря телевидению. Нет какой-то непреодолимой грани между документальным и игровым кино. Мы часто обнаруживаем документально-хроникальные фрагменты в игровых фильмах, а также постановочные фильмы, снятые в стилистике документального кино (например, сериал «Школа»). И документальные телефильмы активно осваивают находки мастеров игрового кино.

Проаназировав представленные в учебнике раскадровки и кадропланы фрагментов репортажей и видеосюжеты, примените этот опыт в своих хрониках и интервью. Не стремитесь сразу к большим по хронометражу работам, а двигайтесь шаг за шагом от простого к более сложному.

Примерными темами для этого могут быть такие сюжеты: ремонтируют дорогу, строят дом, последний звонок, школьный концерт, дети в парикмахерской, в парке на аттракционах, рассказ моего папы, возле метро, праздник Масленицы, мой двор, рок-группа репетирует, деревня моего деда, у витрины, на соревнованиях, в походе и т. д.

Задание

Творческое

Проектно-творческий практикум «Экран — искусство — зритель»

  • Съёмка, монтаж и создание звукоряда в видеоэтюде и видеорепортаже (или интервью). При выполнении задания должен быть проявлен весь багаж знаний и навыков по режиссёрско-сценарному и операторскому мастерству, приобретённый за время предыдущей работы.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru