Учебник по ИЗО для 8 класса

Изобразительное искусство

       

Операторское мастерство фотопортрета

В фотографии, как в живописи и рисунке, пожалуй, самое интересное, хотя и самое сложное, — изображение человека, его портрет. Правда, снимки, царящие на многих дисплеях мобильников и мониторов, трудно назвать портретами. Дурашливые позы и выражения лиц, баловство и кривлянье перед аппаратом, когда ставятся рожки за головой приятелей или корчатся физиономии, одна другой глупее... Согласитесь, вряд ли это ваши истинные портреты, и не по ним же потом судить, какими вы были в юности.

Что же тогда может считаться фотопортретом? Фотоснимки для паспорта или удостоверения, где с трудом узнаёшь себя из-за какой-то закаменелой напряжённости и пустоты взгляда? Или портрет — это когда мы, прихо-рошившись, встаём перед камерой в красивые, заранее подготовленные позы с заготовленной для этого случая улыбкой и взором, думая: «Ах-ах, как я хороша!» Конечно, это наш портрет. Но какие на нём мы — какие есть или какими хотим казаться?

Чем интересен человек? Своей неповторимостью и индивидуальностью. В этом смысле не бывает некрасивых и неинтересных людей.

Задача фотографа — запечатлеть индивидуальность человека, выхватив из потока стремительно меняющихся реакций и выражений его лица самое характерное мгновение, раскрывающее его суть, когда человек наиболее равен самому себе.

М. А. Врубель. Демон
Б. М. Кустодиев. Большевик
А. Матисс. Рисунок

Различие изобразительного языка фотографии и живописи наиболее явственно проступает в портрете. Больше, чем в пейзаже, а тем более натюрморте, в фотопортрете видна его абсолютная привязанность к конкретному персонажу, тогда как на картине он всегда плод образной трактовки и воображения художника. Фотография по своей эстетической природе документальна. Она отражает только то, что расположено перед камерой. Фотоизображение — конкретно и само по себе не в силах быть образным обобщением, символом или метафорой. Однако мастерство оператора может добавить к документальности снимка его художническое видение и превратить фотографию из бесстрастного фиксатора в произведение искусства, сделать её художественной.

Используя особенности каждого из искусств, и художник и оператор могут создать различные, но одинаково значимые для нас портреты людей своего времени.

Современные журналы, рекламы заполнены гламурными фотографиями моделей, салонных красавиц. Но сможете ли вы вспомнить или отличить их лица на страницах 5 и 25, 3 и 13? Эффектные, но незапоминающиеся лица. Потому что цель этих снимков — показать товар, будь то духи, галстуки или модный макияж. И модель важна здесь лишь как способ его подачи. Зато фотопортреты, цель которых — увидеть человека и рассказать о нём, останавливают наше внимание и запоминаются надолго. Не имеет значения, запечатлён на них знаменитый актёр в специально созданном интерьере или неизвестная нам девушка на фоне старого дерева. Эти фотопортреты, как и фотографии в модных журналах, называются постановочными, потому что они сделаны с людей, знающих, что их снимают.

В постановочном портрете оператор сравним с художником. По его воле выбирается поза и костюм модели, определяется антураж и фон. Но важнейшим творческим средством в создании фотопортрета является свет. При его помощи в зависимости от операторских задач становится видимой или, наоборот, исчезает любая морщинка, проступает контраст и резкость форм, подчёркивается блеск глаз или они размываются и тонут в тени.

Во время съёмки человек под объективом гипнотизирующей его камеры теряет свою естественность, и оператор должен помочь ему (отвлечь чем-либо, разговаривать и т. п.) быть самим собой.

Свет может заливать натуру (спереди), может подчёркивать форму (сбоку или в 3/4) — профильный или рисующий, контровой свет (сзади) — контражур. Если натура освещается сверху или снизу, зрительно модель деформируется.

В практике фотографии постановочный и репортажный портреты занимают равное место. Но теоретически, исходя из документальной природы фотографии, некоторое предпочтение отдаётся репортажному портрету. В любом типе фотопортрета важна передача главного и характерного в облике человека. Репортажная съёмка отличается тем, что оператор ищет для этого момент, не подготавливая к нему человека.

Съёмка в движении, в непосредственности реакций требует постоянной нацеленности на объект, мгновенного выбора места, момента и точки съёмки. Если в постановочном портрете оператор руководит и подготавливает действия модели, то в репортаже натура ведёт следующего за ней оператора. Только так можно увидеть человека во всём многообразии и неподдельности его жизни. Репортажный портрет — портрет без прикрас.

Часто для художественно-образной выразительности и передачи эмоционально-психо-логической глубины фотопортрета бывает предпочтительнее язык графики, нежели цвета.

В репортажном портрете для более полного раскрытия образа хорошо решать его как серию снимков.

Задание

Учебно-исследовательское

Сравните живописный и фотографический портреты и определите, в чём общее и различное в способе и возможностях изображения человека художником и фотографом, как и при помощи каких художественных средств они могут проявить свою фантазию. Выполните работу с привлечением иллюстративного материала из журналов, Интернета или домашнего архива.

Вопросы для самопроверки

  1. Где больше художественного обобщения и фантазии — в изображённом на фотоснимке или в картине и почему?
  2. Какие выразительные средства художественного творчества есть у оператора?
  3. В чём различия и общность репортажного и постановочного фотопортретов? Почему в фотопортрете язык чёрно-белой графики может быть предпочтительнее цвета?

Как смело мы рисовали в детстве мам, пап и друзей, но перестали сейчас, оправдываясь тем, что лишены художнического дара...

Фотоаппарат возвращает нам возможность быть портретистами и запечатлевать людей такими, какие они есть, такими, как мы их видим.

Ценность снимка зависит не от цены аппарата, а от точного выбора натуры и умения её грамотно снять. В этих работах ваших сверстников чувствуется не только операторская культура, но, что ещё важнее, художническое вйде-ние, интерес к человеку, его душевному состоянию и эмоциям, будь это болельщики на стадионе или дети на спектакле.

Задание

Творческое

Проектно-съёмочный практикум «От фотозабавы к фототворчеству»

  • Съёмка постановочного портрета, в которой следует проявить стремление к передаче характера и состояния модели. Используйте для этого все приобретённые навыки и знания операторской грамоты. В особенности проявите внимание к освещению модели, подбору антуража и фона.
  • Съёмка репортажного портрета в ситуации, когда раскрывается человеческая суть персонажа в живой связи со средой (серия из 3-5 снимков).
  • Вариативная обработка одного и того же снимка в цвете и чёрно-белой гамме с целью достижения наибольшей художественной и психологической выразительности портрета.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru