Учебник по ИЗО для 7 класса

Изобразительное искусство

       

Цвет — элемент композиционного творчества

Цвет больше, чем любой другой элемент композиции, обращён к нашим чувствам. Никакое иное изобразительное средство так не воздействует на восприятие вещи, её образа и формы. Яркая окраска автомобиля, стильно-утончённый цвет интерьера, эффектное платье, неожиданная и броская по цвету реклама или журнал привлекают наше внимание и обостряют восприятие. Но их цветовое решение не случайность, а продуманное композиционное сочетание цветов.

В конструктивных искусствах создание образа осуществляется через решение как композиционно-конструктивных, так и цветовых задач. Поэтому для дизайнера и архитектора важно не только эмоцио- цветовой круг нально-чувственное отношение к цвету, но и знание законов цветовой композиции, основ цветоведения и технологии красящих материалов.

Композиция. П. Мандриан. Фрагмент

В этих искусствах определённую часть поверхности вещи или здания окрашивают локальным цветом. В графическом дизайне при помощи цвета организуется плоскость обложки журнала, рекламного плаката и создаётся их зрительный образ.

Использование цвета в произведениях дизайнеров и архитекторов делает среду нашей жизни эстетически богатой и эмоционально насыщенной.

Цветовой круг

Хроматические тона

Пример тёплой цветовой гаммы

Пример холодной цветовой гаммы

Ахроматические тона

В работах учащихся цвет локален и предстаёт в виде круга или линии в композиционном единстве с чёрно-белыми элементами.

Цветовое пятно (даже сравнительно небольшое) может стать акцентом, меняющим общее цветовое восприятие работы

Очень велика эмоциональная и психологическая роль цвета в плоскостной композиции. Например, необязательно раскрашивать всю плоскость обложки книги или стену. Достаточно ввести цветное пятно, чтобы всё пространство перестало быть чёрно-белым (монохромным), а воспринималось как цветное. Более того, образное впечатление движения, лёгкости или плотности, веселья или строгости может создаваться не только цветными линиями, но и другими цветовыми формами (кругами, прямоугольниками и пр.). Чем сложнее цветовая гамма композиции, тем более глубокие образные ассоциации она рождает. В плакате, журнале или рекламе, где есть цветные фотографии или изображения конкретных людей, городов и предметов, эмоциональное значение цвета ещё больше.

Цветовая гамма может строиться по принципу цветовой близости... или контраста.

Задания

Акцентирующая роль цвета.

  1. Создайте композицию из 2—3 прямоугольников, 3—4 прямых линий и небольшого цветного кружка, который станет доминантой в композиции. Постарайтесь добиться эмоционально-цветового преображения плоскости («расширения», «замкнутости» и т. д.).

Ритмическая организация пространства цветовыми элементами.

  1. Используя опыт предыдущих работ, на чёрном или белом фоне создайте композицию из цветных линий, прямоугольников и кругов. Выполните композицию в тёплой или холодной гамме. При помощи ритмического построения цветовых пятен постарайтесь решить в композиции различные эмоционально-образные задачи (создать, например, образ радости, строгости, печали и т. д.).

Композиция цветового пространства.

  1. Создайте композицию из произвольного количества разнообразных фигур по принципу цветовой гармонии или контраста. Работу сделайте на цветном фоне, решая те же эмоционально-образные задачи, что и в задании N2.

Задания можно выполнить на компьютере.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru