Учебник по ИЗО для 7 класса

Изобразительное искусство

       

Русская архитектура — неотделимая часть мирового искусства

Русское зодчество, восприняв художественный опыт Византии, преобразилось в неповторимую национальную школу, подарившую миру самобытные и совершенные по красоте образцы русского духа.

В православном храме свет льётся в основном сверху из-под купола, где по окружности купольного барабана располагаются узкие и высокие оконца, лучи света из которых, перекрещиваясь друг с другом, создают впечатление парящего потолка.

1. Колокольня Ивана Великого. Московский Кремль. XVI в.
2. Купольная часть Георгиевского собора Юрьева монастыря. Новгород. Роспись XIX в.

Большая часть сохранившейся древней русской архитектуры — храмы. Гармоничность, тонкость художественного вкуса и талант зодчих запечатлелись согласно церковным канонам в храмовой архитектуре — ив скромных деревенских церквах, часовнях, и в многоглавых сверкающих купольных соборах.

Светлый, как бы вознесённый к небу, среди бескрайней русской равнины или в городской тесноте, православный храм своей праздничностью и строгостью заставляет чаще биться сердце от исходящей от него светлой благодати.

3. Рождественский собор. Суздаль. XIII—XVI вв.
4. Спасо-Преображенский погост. Кижи. Карелия. XVIII в.

Европейские архитектурные стили органично преломились в традициях русского зодчества. Освоение и развитие наследия Ренессанса, барокко и классицизма больше всего отразилось в архитектуре общественных зданий, городских и загородных дворцово-парковых ансамблей, лучшие из которых стали образцами высокого искусства.

XVIII век, называемый эпохой русского барокко, запечатлён в творениях Варфоломея Варфоломеевича РАСТРЕЛЛИ (1700-1771) — Зимнем дворце в Санкт-Петербурге, Большом дворце в Петергофе, Екатерининском дворце в Царском Селе. В царскосельском дворце чёткий ритм, читающийся в членениях протяжённого фасада, сочетается с богатым декором, тонко и искусно разработанным в пластике форм и цвета. Совершенны интерьеры дворца, а его Тронный зал считается шедевром стиля барокко.

1. Екатерининский дворец в Царском селе. Санкт-Петербург. Арх. в. Растрелли. 1756 г.

Северная столица — первая ласточка в плановом подходе к застройке города, когда он рассматривался как единое архитектурно-пространственное целое. Каждый район имел свою композицию из прямых улиц, ориентированных на шпили церквей.

Эпоха русского классицизма выдвинула отечественную архитектуру на ведущие позиции в мире. Выдающиеся русские зодчие Василий Иванович БАЖЕНОВ (1737-1799), Матвей Фёдорович КАЗАКОВ (1738-1812) стремились сочетать классические принципы античного искусства с развитием национальных традиций.

2. Дворцово парковый ансамбль в Павловске. Санкт-Петербург. Арх. Ч. Камерон и др. Конец XVIII — начало XIX в.
3. Казанский собор. Санкт-Петербург. Арх. А. Воронихин. 1811 г.

Петербургская школа классицизма связана с именами Ивана Евгеньевича СТАРОВА (1745-1808), Джакомо КВАРЕНГИ (1744-1817), Чарлза КАМЕРОНА (1730-е-1812). Весь Петербург эпохи классицизма предстаёт перед нами как захватывающий своей красотой ансамбль, в котором сверкают каждый по-особому и серебристая громада Казанского собора Андрея Никифоровича ВОРОНИХИНА (1759-1814), и Адмиралтейство Андреяна Дмитриевича ЗАХАРОВА (1761-1811) с изящным шпилем, виднеющимся в конце Невского проспекта. Кажется, нельзя упустить ни одного имени, ни одного здания, потому что они неповторимы!

1. Городская усадьба в Замоскворечье. XVIII в

То же самое можно сказать и про быстро менявшую с 70-х годов XVIII в. свой облик Москву. Ещё недавно она представляла собой деревянные постройки вокруг Кремля в окружении монастырей и сёл. В эпоху классицизма её лицо начинают определять не только архитектурные шедевры Баженова и Казакова, но и дома нового стиля — городские усадьбы. После Отечественной войны 1812 г. предстаёт в архитектурном блеске стиль русский ампир (поздний этап классицизма).

2. Голицынская больница. Москва. Арх. м. Казаков. XVIII в.
3. Дом Пашкова. Москва. Арх. В. Баженов. XVIII в.
4. Фрагмент дворянской усадьбы

Только в одной Москве целое созвездие архитектурных шедевров и имён! Дворянские усадьбы с их вольным расположением сменяют небольшие городские особняки. Стоящие и сегодня среди современных громад они излучают благородную и сдержанную красоту прошлого.

С середины XIX в. чистота стиля уходит из отечественной архитектуры, и мы видим сооружения, в которых преобладает смешение стилей, которое называется эклектика. Сюда можно отнести русско-византийский стиль с его стремлением соединить композиционные приёмы своего времени с деталями древнерусских форм или псевдорусский стиль, основанный на подражании и стилизации деревенского декора и орнамента.

1-2. Лестница и фасад особняка С. Рябушинского. Москва. Арх. Ф. Шёхтель
3. Особняк А. Морозова. Москва. Арх. В. Мазырын

Схожие процессы происходят и в европейской архитектуре, где также начинает господствовать эклектика. Элементы старых форм, органичные для замков, паллацо, используемые в зданиях иной конструкции, часто приводят к разрыву между функцией и обликом архитектурного сооружения.

Однако в это же время в русской и европейской архитектуре создаются интереснейшие инженерно-технические сооружения с использованием новых строительных технологий и материалов — вокзалы, мосты, башни — прославившие имена их создателей (А.-Г. Эйфель, В. Г. Шухов и др.).

4. Здание Ярославского вокзала. Москва. Арх. Ф. Шехтель

Одновременно с этим возникает архитектура стиля модерн, своей художественной логикой и цельностью противостоящая эклектике в архитектуре. Искусство стиля модерн энергией своего отрицания устоявшихся канонов и поиском новых форм предвещало взлёт архитектуры в новейшей истории.

Знание художественного языка и стиля прошедших эпох поможет не только лучше понимать развитие культуры, но и выполнять собственные творческие работы и историко-художественные проекты. Создай архитектурный образ своего города, отразив в нём художественные особенности искусства своего народа.

Задания

Архитектурные образы прошлых эпох.

  1. Рассмотрите образцы архитектуры разных стилей и, проанализировав их, сделайте: а) зарисовки храма или общественного здания того или иного стиля; б) живописный этюд части города (площадь, улица и т. д.).
  2. Рассмотрев различные сооружения знаменитых городов мира, выберите из них наиболее характерные и значительные. Соберите их в единый плоскостной ряд, создав узнаваемый силуэт города.

  1. Найдите изображения произведений архитектуры и дизайна прошедших эпох (зданий, мебели, костюмов и элементов быта) одного стиля и сделайте из них фотоколлаж (соединив их с кратким комментарием, создайте историко-художественный проект).

Для ознакомления с историей архитектуры обратитесь к сайтам: «Шедевры архитектуры и скульптуры», «Стили архитектуры» и т. д. Задания этой главы предпочтительнее выполнить на компьютере.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru