Учебник по ИЗО для 7 класса

Изобразительное искусство

       

От плоскостного изображения к объёмному макету

Соразмерность и пропорциональность

Если считать контур прямоугольника, нарисованный на бумаге, чертежом здания, его видом сверху, то кубик или параллелепипед, склеенный из полоски бумаги, можно считать его простейшим объёмным макетом. Выклеивая макет плаката или журнального разворота, вы познакомились с плоскостным макетированием, а теперь перейдём к объёмно-пространственному макетированию, т. е. к созданию простейших архитектурных макетов, в которых кубики, стоящие на макетном поле, обозначают дома, а вертикали — столбы или колонны.

Начнём с того, что взглянем на кубик. Большой он или маленький?

Один скажет — большой, другой скажет — маленький. Почему такой разброс мнений? Потому что нет меры, не выбрано, с чем соотносить этот объём. Определение величины предмета возможно только в сравнении его с чем-то. Двухэтажный дом большой или нет? В сравнении с небоскрёбом — крошка, а для малыша, который стоит рядом с ним и смотрит снизу вверх, — громадина.

Чертёж — это «перевод» объёмно-трёхмерного мира на язык плоскостной графики, но плоскостное изображение, в свою очередь, может быть переведено в трёхмерное.

Первое и главное мерило всему в архитектуре и дизайне — человек.

Композиционные упражнения, которые вы делали на плоскости, можно рассматривать как чертежи для создания макетов самых разных вещей и зданий.

Архитектурный макет

 

Архитектурный чертёж

Только сравнивая, можно судить о величине разных объектов.

Соразмерность архитектурного пространства и человека определяется тем, насколько естественно человек ощущает себя, пребывая в этом пространстве.

Важно, чтобы дом не был очень велик, не подавлял территорию, на которой расположен, или, наоборот, не был очень мал, не терялся на ней.

Человеку не безразлично, какие и какого вида здания и вещи его окружают. Существуют исторически сложившиеся и биологически выработанные условия и нормы наибольшего соответствия вещной среды человеку. Эти нормы, сформулированные в науке, которая называется ЭРГОНОМИКА, активно используются в конструктивных искусствах. Оказывается, для нас важны и высота стола, за которым мы работаем, и объём нашей комнаты, и расстояние между домами на улице. Всё это влияет на наше самочувствие и психику, и даже на здоровье будущего потомства.

Наше впечатление от здания, ощущение его величины зависят от отношения его объёма к пространству, в котором он находится, к зданиям, которые рядом с ним, и от соотношения его параметров, например высоты к его ширине или глубине. Ещё архитектор эпохи Возрождения Апьбертй указывал на необходимость определять соотношение высоты постройки и ширины площади, на которой она находится. Один и тот же объём выглядит по-разному в зависимости от того, на какой площади он расположен.

Правый параллелепипед для поля велик, средний — мал, а вот в левом варианте — наиболее соразмерное сочетание объёма и поля

Поэтому, работая над первым простейшим пространственным макетом из одного «кубика» и листа бумаги, надо прежде всего решить композиционную задачу достижения СОРАЗМЕРНОСТИ (сомасштабности) объёма здания и площади белого поля.

Чертежом (видом сверху) этого макета может быть сделанная ранее композиция с чёрным прямоугольником, в котором заданы размеры поля, а также ширина и длина здания-кубика. Чтобы добиться баланса объёма и пространства, надо найти такую высоту бумажного дома, при которой он был бы наиболее сомасштабен полю.

Высота дома задаётся шириной полоски бумаги, которая сгибается по следам лёгких предварительных надрезов. Места поперечных сгибов определяются размерами ширины и длины прямоугольника на чертеже.

Для первых макетных упражнений достаточно небольшого листа бумаги (желательно поплотнее) и бумажной полоски. Лист будет служить макетным полем, а из полоски (четыре раза согнутой) можно сделать дом. На рисунке вы видите, как это делается. Получившееся на макете здание — лишь его условное обозначение, и поэтому оно может быть без крыши.

Обратите внимание, что нужной высоты дома легче достичь, уменьшая, срезая бумажную заготовку, а не наращивая её.

Здания, как и люди, могут выглядеть высокими и стройными, низкорослыми и толстыми. Соотношение высоты, ширины и длины здания называется пропорцией.

ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТЬ — важнейшее определение в архитектуре. Оно характеризует тектонику здания, т. е. его строение, соразмерность его частей по отношению друг к другу и к целому.

От того, насколько гармонично сделаны здание или вещь, насколько пропорциональны, сомасшабны и ритмичны их формы, зависит не только их функциональная значимость, но и художественная ценность, красота.

Внешний облик вещи или здания, их пропорции и тектоника формируют наше зрительное восприятие. Их силуэт, цвет и материал могут вызывать самые разные ощущения: лёгкости или тяжести, ясности или загадочности форм, рождая определённый образ.

В этих макетах здания, различные по пропорциям, тем не менее сомасштабны друг другу и составляют единое композиционное целое.

В жизни здание не стоит одно в чистом поле, а «живёт» среди других сооружений. Поэтому естественно создать макет, где будет уже 2—3 объёма. Появление на поле ещё одного объекта активно меняет всю композицию. Теперь нужно найти соразмерность объекта не только по отношению к площади поля, но и по отношению к другим объектам.

Объёмы в пространстве не должны подавлять друг друга и не должны быть случайно разбросаны по полю. Достичь гармонии можно, оперируя пропорциями параллелепипедов (меняя высоту, ширину), отодвигая или приближая их друг к другу. Причём рассматривать их надо не по отдельности, а во взаимосвязи друг с другом, как части единого композиционного целого.

Проект архитектора И. Леонидова (слева) и работа ученика основаны на одних и тех же композиционных принципах.

Создавая макеты, мы обнаруживаем, что их динамическое равновесие достигается благодаря общим законам композиции: соподчинению элементов, членению на планы, выделению главного (доминанты) и т. д. Контраст объёмов, противопоставление высокого низкому, тонкого широкому, ритмичность их расположения в пространстве рождают образность и выразительность всей композиции.

В работах ребят вы видите, как решаются эти задачи в объёмно-пространственных макетах.

Формы зданий в ваших макетах могут быть столь же разнообразны, сколь различны по своему назначению реальные сооружения.

Задания

Соразмерность и пропорциональность объёмов в пространстве.
  1. Создайте объёмно-пространственный макет, решив задачу соразмерности объёма (дома) и площади поля — территории, на которой он расположен. Формат поля нужно выбрать, а ширина и длина дома задаются размерами небольшого чёрного прямоугольника, который должен быть расположен не по центру листа. Возьмите полоску бумаги, согните её по периметру прямоугольника и добейтесь соразмерности высоты дома с площадью поля. Склейте макет (композиция фронтальная или глубинная).
  2. Создайте объёмно-пространственную композицию из 2—3 объёмов, решая задачу пропорциональности и соразмерности домов по отношению друг к другу и их сомасштабности площади поля. Заданными являются формат поля и один небольшой по объёму дом, а для достижения гармонии с пространством заведомо требуется добавить еще 1—2 объёма. Задача решается путём нахождения месторасположения и пропорций этих новых объёмов.
  3. Создайте ритмически сбалансированную композицию из цилиндров и вертикалей разной высоты и диаметра путём противопоставления сгущённости и разрежённости в их расположении, добейтесь динамического равновесия форм и пространства. Цилиндр можно сделать из полоски бумаги, а вертикаль — из трубочки.

При выполнении заданий этой и последующих глав на компьютере нужно предварительно ознакомиться с программами для трёхмерной графики.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru