Учебник по ИЗО для 6 класса

Изобразительное искусство

       

Пятно как средство выражения.
Ритм пятен

Кисть с краской оставляет на плскости изображения свой след — пятно, ручки или карандаш — линию. Но стоит несколько линии положить рядом, как они будут смотреться мягном.

Пятно — основное средство изображения на плоскости. Можно сказать: все, что может сделать художник на плоскости. — это наносить разнообразные пягна. Откуда же такое многообразие изображений — богатейший н многоликий мир? Дело в том. что пятна могут быть бесконечно разными: большими и маленькими, округлыми и протяженными. Они го, изгибаясь, перетекают друг в друга, а то ясно и твердо очерчены, но при этом обязательно они светлые или темные.

Черное и белое — это как бы два полюса, между которыми развертывается все многообразие изобразительных возможностей.

Каждому понятно символическое значение черного и белого, ведь над всей нашей планетой светлым день сменяется темной ночью. Темное обладает таинственностью, связано с чувством опасности. потому что человек в темноте не видит. Свет приносит ясность и тепло. И когда что-то у нас не ладится, мы говорим о черной полосе в жизни, а радость для нас — светлая.

Е.М. Рачев. Олени. Рисунок. Россия XX в.

А серое? Ровное серое пятно нам кажется унылым, как бесконечно длящийся монотонный звук, серый цвет - безразличным, как бы лишенным характера. Но стоит нам внести в него даже чуть заметные тени, и он обретает активность, становится «живым». Ведь оттенков серого может быть так же бесконечно много, как и разных звуков. Поэтому в изобразительном искусстве важным выразительным средством являются тональные переходы — иногда почти незаметные, мягкие перетекания, а иногда резкие, контрастные пятна. Темное и светлое образуют контраст. Контраст это полярное противопоставление. Резкий контраст говорит нам о сильных драматических чувствах: это может быть и тревога, и решительность, и ярость, и утверждение. Буря, гроза также связаны для нас с яркими контрастными впечатлениями. Там. где противоположности сближены, — мягкий контраст.

Пятна по-разному соседствуют друг с другом. Как ты думаешь, серое пятно светлое или темное? Да, ты думаешь правильно: одно и то же серое пятно будет выглядеть светлым на более темпом фоне и темным на более светлом фоне.

Д.А, Дейнека. Девочка у окна. Гуашь, белила. Россия. XX в.

Чтобы определить степень светлоты или темноты какого-либо цвета, в изобразительном искусстве используют понятие тон. Определить тон какого-либо пятна можно, только сравнив его с другим пятном, то есть определив тональные отношении этих пятен.

Существует бесконечное количество светлых н темных оттенков серого цвета, которые могут быть развернуты в последовательный ступенчатый ряд серых тонов между черным и белым.

Это тональная шкала.

Чтобы построить ступенчатую тональную шкалу, закрась черной и белой краской крайние ее части. Серый цвет мы получим путем смещения черной и белой красок н разных пропорциях. Черная краска очень сильная, она поглощает белую, поэтому ее надо брать очень осторожно. Расположи тональные ступени серого цвета, добиваясь их постепенного затемнения. Обрати внимание, что между ступенями не должно быть ни темной, ни светлой разделительной полосы, тогда ты увидишь, как образуются границы самих пятен.

Для любой темной краски может найтись еще более темная краска. а уж белее белого всегда найдется. Дело в том. что пределы черноты и света, может быть, знают физики, но для художника они всегда относительны. Самого белого и самого черного в мире также нет.

Изобразительный язык — это всегда язык отношений. Отношение темного и светлого наиважнейшее. Это одно из главных средств создания образа.

Дж. Констебл. Вид на реку Стур. Фрагмент. Тушь. Англия. XIX в.

Пятна, из которых строится изображение, обладают многими свойствами. Очень важно, какова поверхность ниша — его фактура. Например, поверхность пятна растекающейся темной краски сильно отличается от поверхности пятна, закрытою штрихами карандаша. Да и карандашом можно оставлять очень разным след, создающим различные характеры фактуры.

Раэличные графические фактуры

Задание

Изобрази (на выбор); природу в состоянии бури, грозы или шторма: утренний туман или серый дождик; ясный, солнечный день.

Тебе потребуются две гуашевые краски — черная и белая; кисти — одна или две крупные, широкие и маленькая для завершения работы. Лист бумаги желательно взять вдвое больше альбомного.

Работать надо сразу кистью «от пятну», без предварительного рисунка. Изобразить темные тучи, закрывшие пол неба, резкий свет молнии, встревоженные ветром силуэты деревьев ты сможешь выразительно, ведь наверняка тебе приходилось видеть грозу.

Но и удивительное, волшебно-таинственное впечатление, которое вызывает у нас туман, тебе тоже должно быть знакомо: серые силуэты деревьев перекрывают следующую, еще более светлую гряду деревьев, похожих на дальние горы. Все светло, тихо, немного торжественно. Помни, что рисуешь пятном, поэтому не надо изображать мелкие летали. Главное, суметь выразить состояние н природе!

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru