Учебник по ИЗО для 6 класса

Изобразительное искусство

   

К учителям и родителям

Учебник создан для 6 класса обшеобразонательных учреждений по программе «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», разработанной под руководством народного художника России, академика РАО В.М, Неменского. Программа утверждена Министерством образования и науки Российской Федерации.

Эта программа представляет собой целостный интегрированный курс, который системно соединяет в себе изучение основ всех видов пространственных искусств: изобразительных, декоративных, архитектуры и дизайна. Тематическая цельность и последовательностъ программы не допускает механических повторов и даст возможность ученику двигаться от урока к уроку по ступенькам постижения искусства как необходимой и естественной составляющей его повседневной жизни.

Роль искусства в жизни любого человека, в жизни общества важнейший содержательный акцент в построении материала. Цель — введение ученика в систему художественной изобразительной культуры как формы выражения опыта поколений, воспитание нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве, своего рода зоркости души.

Задача развития художественно-образного мышления ученика обеспечивается характером обучающего материала, системой творческих заданий и жестким отказом от выполнения заданий по схемам, образцам и заданным стереотипам. Творческое развитие ученика опирается на развитие его наблюдательности и фантазии, на задачу самостоятельного построения художественного образа как выражения своего отношения к реальности.

Учебник не просто широко иллюстрирован: зрительный ряд репродукции произведений - это тоже текст, который направлен на развитие зрительских умений учащихся. Только в единстве восприятия искусства и творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления каждого ребенка.

Несомненно, что встреча с подлинными произведениями, а не репродукциями, не просто желательна, но необходима. Именно обучение ка уроках может сделать эту встречу действительно событием н переживанием, когда первые элементарные уровни внешнего восприятия будут уже пройдены.

Учебный материал для 6 и 7 классов посвящен собственно изобразительным видам искусства, то есть живописи, графике и скульптуре.

Главы данного учебника соответствуют четвертям года. Каждая из глав делится на несколько тем, соотнесенных с количеством недель. и может быть изучена при одном учебном часе в неделю.

Однако, конечно, желательно иметь сдвоенный урок: это лает возможность детям участвовать в более полноценном творческом процессе, выполнить более законченную практическую работу. Материал учебника подходит и для углубленного изучения, может быть использован при большем количестве учебного времени.

Каждая глава учебника начинается с теоретической части, предназначенной для беседы и восприятия произведений данной темы, и заканчивается обобщающим материалом. Каждая тема сопровождается вопросами, которые акцентируют основные ее положений и предполагают размышления учащихся. Новые понятия, термины выделяются в тексте.

Первая четверть посвящена основам представлений о языке изобразительного искусства. И надо сказать, что в ней заложено повторение многого, или, вернее, самого главного, о чем говорилось с детьми на уроках в начальной школе. Это сделано умышленно. Во-первых, теперь эти основы изучаются на совершенно другом уровне и будут восприняты ребенком как поступательное движение. Во-вторых, для тех детей, кто не получил в начальной школе соответствующего опыта, это будет некоторой компенсацией. Наконец, это требование к целостности изучаемого материала.

При изучении языка изображений мы неизбежно сталкиваемся с его изменчивостью. Он меняется в зависимости от задач, которые ставит перед собой художник и которые ставит перед ним его время, его окружение, его народ. Изменчивость языка искусств, то есть правил изображения, это часть общего процесса развития человеческой культуры. Эти изменения естественны и необходимы, они определяются изменениями, которые происходят в жизни общества, Правила изображения не были установлены когда-либо и кем-либо раз и навсегда и не были результатом прямолинейного развития: правила рождались как средства выражения определенного содержания, определенной системы ценностей, как выражение духовной жизни общества. Искусство современного мира особенно сложно потому, что оно включает в себя одновременную множественность языков и ориентироваться в его многоголосии без понимания исторических культурных контекстов невозможно.

Именно поэтому в основу тематического деления года положен жанровый прннцин. Каждый жанр — натюрморт, портрет и пейзаж — рассматривается в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменение картины мира и образных представлений человека, позволяет нам поставить в центр духовные проблемы и подчинить им способы изображения.

Материал учебника подчинен принципу постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого приобретения навыков и знаний. Это позволит ученику пройти интересный творческий путь, формирующий его созидательные интересы и новое видение окружающего мира,

Автор

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru