Учебник по ИЗО для 6 класса

Изобразительное искусство

       

Обьемные изображения в скульптуре

Тебе уже приходилось быть скульптором. И пластилин, и глина, и песок на пляже, н снег, а еще тесто! Каждып имеет свой опыт лепки из этих материалов. Наши руки, преобразуя материи, придают ему новую форму.

Может быть, лепка началась с кусочка глины, из которою родилось изображение, а может, с жеста рук. сложенных, чтобы набрать воды. Так рождалась идея чаши. Глиняные сосуды и небольшие священные изображения в древнейшие времена одновременно обжигались в печах искусными мастерами гончарного дела. В го же время другие мастера высекали из твердого камня большие статуи, изображавшие богов, героев н царей.

Материал предъявляет скульптору свои требования при работе с ним. Характер материала составляет важнейшую характеристику образа и в завершенном произведении. Высеченная из куска гранита или мрамора статуя как бы сохраняет образ изначальною камня. А в портрете из дерева корявость составляет важнейшую основу его выразительности.

От материала зависит, каким образом скульптор будет его обрабатывать. Если это глина, то ее податливая масса, послушная рукам, мнется, лепится, наращивает объем. А если это суровый гранит или сияющий мрамор, матовый песчаник или мягкое, пластичное дерево. то художник, наоборот, скалывает, убирает лишнее, словно освобождая задуманный образ.

Микеланджело. Давид. Фрагмент. Мрамор. Италия. XVI в.

Руки скульптора обладают особой чувствительностью — повышенным осязанием, благодаря которому пальцы тонко воспринимают любую поверхность, ошушают ее гладкость или шершавость, ее теплоту, как у дерева, или жесткую прочность, как у металла.

Круглая скульптура трехмерна, то есть имеет объем и существует в реальном, в том же. что и зритель, пространстве. Скульптуру можно посмотреть со всех сторон, обойти кругом и увидеть по-разному. И эта изменчивость образа при восприятии с разных сторон заложена ее создателем.

Несмотря на то что скульптура вещественна, материальна, изобразнть в этом виде искусства можно далеко не все. Как показать в скульптурном изображении, иапример, даль?

Поэтому изображения в скульптуре в основном посвящены человеку, а также животным.

О. Роден. Гражданин Кале. Фрагмент. Бронза. Франция. XIX в.

Впрочем, есть вид скульпторы, который больше приспособлен к рассказу, повествованию, — это рельеф. Изображение в рельефе строится на плоскости, подобно графическому, но выпукло выступает над плоскостью нзображения или углублено в нее.

В скульптуре есть своя условность языку изображения. Скульптура никогда не повторяет буквальную форму натуры, а преобразует ее в художественный образ со своей темой, содержанием и выражением авторского отношения.

Л. Гиберти. Барельеф. Бронза. Италия. XV в.

Обратимся к изображению животных. Эта тема неисчерлаема! Человек начал июбражать зверей еще в первобытные времена и достиг в этом совершенства. В лревних царствах Египта и Месопотамии были созданы великолепные изображения животных, удивляющие нас и сегодня своей жизненностью и тем, насколько наблюдательны были их создатели.

Лев. Бронза. Италия. XVI в.

И сегодня анималистический жанр — изображение животных во всех видах изобразительного искусства всеми любим, ему посвяшают свое творчество замечательные художники. Ведь все любят зверей, удивляясь обаянию и красоте животного мира!

Пантера. Мелкая пласгика. Металл. Россия. XX в.

Вопросы

  1. Где и когда тебе приходилось видеть скульптуру? Какие скульптурные памятники ты знаешь и кому они посвящены?
  2. Приходилось ли тебе видеть парковую скульптуру, украшающую аллеи и фонтаны?
  3. Есть ли у тебя дома маленькие скульптурные произведения из стекла, фарфора, дерева, керамики, металла, камня, которые правильно назвать произведениями мелкой пластики?

Задания

  1. Лепка изображения выбранного животного (по представлению). Тебе потребуется пластилин или глина, а также дощечка или пластиковая плитка, на которой ты будешь работать, и тряпочка, чтобы вытирать руки.

    Сначала разомни кусок пластилина так, чтобы он стал мягким, податливым, пластичным. Теперь посмотри на него — быть может, уже в неровной форме комка можно увидеть намек на будущее изображение. Обозначь голову, туловище животного, не прилепляя отдельные кусочки, а как бы выдавливая их из целого куска.

  2. Возьми бумагу и сомни ее. Продолжая сминать, попробуй создать из мятой бумаги объемное изображение какого-нибудь выбранного животного. Части бумаги можно перекрутить, закрепляя изгибы. Тебе потребуются воображение и смекалка. У тебя может получиться очень выразительная работа: это может быть кто угодно — мышка, собачка или, например, жираф.
  3. Сделай изображение животною путем склеивания разных картонных коробочек-упаковок, при этом надрезая и отгибая необходимые детали, чтобы получились, например, уши или лапы.

    У тебя получились объемные фигурки из разных материалов. Они по-разному выразительны. Теперь ты видишь, как материал влияет на образ.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru