Учебник по ИЗО для 5 класса

Изобразительное искусство

       

Щепа. Роспись, тиснение и резьба по бересте

Основной материал в крестьянском быту — дерево да береста. Из бересты делают мастера добрую посуду: туеса и бураки, обладающие чудесными свойствами (в них хорошо сохраняются еда, питье, лесные ягоды), а также набирухи для ягод и грибов, короба для хранения продуктов.

И. Фатьянов. Расписная коробейка. Мезенская роспись. Архангельская обл., 1977 г.

А еще мастерят деревенские умельцы из тонкой легкой щепы сказочных птиц. Птица-красавица с пышным веерообразным хвостом и крыльями смотрится как лучезарное солнце. Подвешенная к потолку, она кружится от легкого дуновения ветерка, словно летит, напоминая о солнце, желанной весне.

И в былые времена на Севере (в Архангельской области) делали таких птиц. Верили люди, что приносят птицы счастье, добро, охраняют покой дома, несут детишкам здоровье. Птицей счастья стали называть люди щепную птицу.

Щепная птица-«солнце». Архангельская обл.

Как же делают таких птиц? Возьмет мастер сосновую чурку и начнет расщеплять один ее конец, стараясь, чтобы щепа получалась тонкой. Так один конец чурочки и расслоит. А затем начинает закладывать одну щепу за другую, цепляя их фигурными краями. Вот и получился нарядный лучистый хвост. Из другого конца чурки птицу вырежет и прикрепит к тулову крылья, выполненные из другой чурки, головку украсит нарядным хохолком. Тело у птицы гладкое, округлое, на котором вдруг расцветет— засияет лучистое солнышко. Одним словом, не птица, а загляденье!

Щепные птицы. Архангельская обл., 1980-е гг.

Любят мастера Русского Севера украшать предметы быта росписью. Давай познакомимся с мезенской росписью. Она зародилась в деревнях и селах на реке Мезень.

Рассмотри работы мастера Мартына Фатьянова. Вот по борту короба мчится вереница коней и лосей с веточками-рогами, а на крышке коробушки они мирно пасутся. Их изображения очень условны, как будто рисовала рука ребенка. Но при всей кажущейся неумелости и наивности роспись поражает изящной легкостью и артистичностью рисунка. Присмотрись к другой крышке с птицами-лебедями. В центре ее красуется ромб — древний символ плодородия, а все поле рисунка мастер заполнил ритмичным узором. По бортику крышки бегут, ритмично чередуясь, мелкие штрихи, крестики. Они образуют четкий орнамент.

Прялка. Фрагмент «Олени и кони». Мезенская роспись Начало 20 в.

Мезенские мастера украшали точно такими же узорами прялки. Взгляни на эту прялку. На золотистом фоне торжествует красновато-коричневый цвет, дополненный четким графическим рисунком. На лопасти прялки можно увидеть орнаментальные ряды, подчеркнутые широкой красной линией, фигуры бегущих оленей, лосей. Посмотри внимательно, как они решены, чем отличаются друг от друга. Тело и тонкие паутиньи ножки у них одинаковые, разница лишь в деталях. Изображения животных очень гра-фичны, они чем-то напоминают древние наскальные рисунки Карелии.

По всей поверхности прялки как бы невзначай разбросаны точки, черточки, завитки, спиральки, маленькие кружочки. Они словно усиливают движение бегущих животных и имеют строгий порядок.

И. Фатьянов. Коробушка. Мезенская роспись. 1970-е гг.

А теперь рассмотрим изделия из бересты. Посуда из бересты прочная: у нее хорошо подогнанное донышко, не пропускающее воду, двойные стенки — внутренняя и наружная, которую мастера ласково называют «одежка» или «рубашка». Чистая берестяная поверхность с живым природным рисунком необычайно хороша.

А. Пастухов. Туес с тиснением. Архангельская обл., 1977 г.

П. Жильцов. Кузов и бутыль. Архангельская обл., 1970 г.

Берестяную рубашку любят украшать северяне тиснеными узорами. У мастера имеется для этого целый набор прочных деревянных штампиков самой разнообразной формы, которые и создают нарядный рельефный узор: рождается образ земли с травами, цветами, птицами, зверями; образ неба с солнцем и звездами.

Не только на Русском Севере, но и на Урале, в других уголках России украшают берестяную утварь ажурным резным узорочьем тончайшей работы. Просечку мастера делают ножом и другими инструментами, подкладывают под верхний слой фольгу, светлую или темно-коричневую мореную бересту для большей прочности и красоты. Этот древний промысел сродни резьбе по кости или просечному металлу.

А. Пастухов. Резной туесок. Береста. Архангельская обл., 1980 г.

Просечной и тисненой берестой можно украшать ларцы, короба, блюда, шкатулки. Нарядные узоры на бересте радуют глаз и сердце красотой, которую создают не просто руки искусных умельцев — в них душа их светится.

Фрагмент кузовика из бересты

Задания

  1. Выбери себе для работы один из предметов народных северных промыслов, интересный по форме. Сделай его эскиз. Попробуй украсить предмет в стиле этого промысла.
  2. Из плотной бумаги, картона сверни форму туеса (или карандашницы). Можешь сделать прорезную форму из бумаги коричневатого тона и вставить внутрь цветной фон.

Вопросы

  1. Какие народные художественные промыслы России ты знаешь? В чем проявляется своеобразие каждого из них?
  2. Откуда черпают народные мастера образы, сюжеты, орнаменты?
  3. Какой из известных тебе образов подошел бы для эмблемы, которая символизировала бы непрерывающуюся связь времен в народном искусстве, вечное развитие и обновление?
  4. Можно ли сказать, что народные художественные промыслы — это ветви одного дерева, поднявшегося на русской почве? Попробуй пояснить свою мысль.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru